Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (330) | 15 июня 2010г.
 

Лилу отыграли

Главным инженером ТоАЗа стал главный инженер «Томета»

Михаил Куракин

10 июня пост главного инженера ОАО «Тольяттиазот» покинул Константин ЛИЛА. В этой должности ему не удалось продержаться и года. Новым главным инженером ТоАЗа назначен Дмитрий МОРЕХОВ. Одновременно он является главным инженером ООО «Томет», офшорной компании, якобы подконтрольной Владимиру МАХЛАЮ. Достаточное количество активов, известных ранее как активы ТоАЗа, уже длительное время находятся в «Томете». Между тем последние события могут привести к длительному отпуску технологического персонала этих предприятий за свой счет.

Приблизительно в середине августа 2009 г. пост главного инженера ТоАЗа занял Константин Лила. На тот момент рядовые сотрудники предприятия отзывались о нем излишне сдержанно, если не сказать нелицеприятно. Прежде всего из-за отсутствия опыта, необходимого для этой ключевой должности. Лила сменил в должности Руслана Усманова, который, несмотря на временами излишнюю жесткость, все-таки отлично разбирался в вопросах, обусловленных должностными обязанностями. Уход Усманова мог и не состояться. Однако из-за конфликта, возникшего на почве трубопроводов, которыми якобы был затоварен склад, само собой, Усманову пришлось уйти.

До назначения на должность главного инженера ТоАЗа Лила фактически не работал даже в должности начальника технологического цеха. Ему одним прыжком удалось преодолеть сразу несколько ступеней карьерной лестницы. Между тем прошедший год показал, что в общей цепочке главных инженеров последних лет Лилу сложно назвать аутсайдером.

Несмотря на отсутствие опыта, ему более-менее удавалось выполнять возложенные на него обязанности. Вместе с тем в должности главного инженера Лила фактически пережил острейшие проблемы между ТоАЗом и ОАО «Газпром трансгаз Самара». Наблюдатели не исключают, что именно «газовый» вопрос и поставил точку в тоазовской карьере Лилы. По крайней мере, весьма странным выглядит тот факт, что Лила написал заявление об увольнении по собственному желанию, а не был отстранен от занимаемой должности. Для ТоАЗа политика отстранений вполне обыденна. Взять хотя бы истории бывшего главного механика Дмитрия Сыродеева или экс-заместителя управляющего по экономике и финансам Андрея Титова. И первый, и второй сегодня продолжают работу на ТоАЗе. Поэтому столь радикальный подход Лилы может косвенно свидетельствовать о том, что Махлаю и Лиле компромисса найти так и не удалось.

Достаточно оригинально выглядит новое назначение. На должность нового главного инженера назначен Дмитрий Морехов — главный инженер ООО «Томет». Морехов, как и два его предшественника, является выходцем с производства метанола. Между тем назначение его сначала на должность главного инженера «Томета», а потом ТоАЗа произошло достаточно стремительно. После назначения Морехова в «Томет» многим стало понятно, что Лила должен уйти. Мало кто знает, что среди активов ТоАЗа сегодня остались лишь четыре агрегата аммиака КЕМИКО. Скорее всего, все остальные активы сегодня находятся в «Томете». Таким образом, сегодня можно констатировать появление нового химического гиганта.

Ранее в «Томете» не было собственной службы главного инженера. Со слов наблюдателей известно, что в «Томете» вообще не было персонала, за исключением главного бухгалтера и директора. Последние попытки по переводу ключевых специалистов в «Томет» выглядят достаточно симптоматично. Это в свою очередь может оказаться косвенным подтверждением того, что ТоАЗ может готовиться к продаже. Не исключено, что персонал, который сегодня занят на ТоАЗе, будет переведен в «Томет». При этом, вероятно, будет осуществлена достаточно хитрая схема, при которой не все уволившиеся с ТоАЗа будут приняты на «Томет». Учредителем «Томета» являются офшорные компании президента ТоАЗа Владимира Махлая.

Что же касается Константина Лилы, то пока его дальнейшая судьба остается неизвестной. Служба главного инженера, скорее всего, будет распущена, а ее полномочия переданы ОАО «Тольяттинский институт азотной промышленности» (ТИАП), которое до недавних пор являлось стопроцентным дочерним предприятием ТоАЗа. Возможно, это уже и не так. Персонал из службы главного инженера может также быть переведен в ТИАП. Корреспонденту «Хронографа» удалось связаться с Константином Лилой. Однако последний оказался немногословен: «Причины моего ухода — недостаток квалификации и опыта с моей стороны».