Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (330) | 15 июня 2010г.
 

Прилетели к Шварцу

Соучастники AirSamara начали использовать «Курумоч»

Илья Казаков

10 июня из ОАО «Международный аэропорт «Курумоч», генеральным директором которого является Леонид ШВАРЦ (на фото), начало выполнять регулярные рейсы ЗАО «Авиакомпания «Руслайн» (г. Воронеж). 7 июня из Самары открыло направление ЗАО «Авиакомпания «Полет» (г. Воронеж). Параллельно ФГУАП «Кавминводыавиа» запустило из Самары рейсы в Иркутск. Примечательно, что воронежские и государственный перевозчики начали экспансию на «Курумоч» вскоре после начала активной фазы создания AirSamara. В переговорах по ее формированию они принимали весьма активное участие.

В пресс-службе аэропорта приход новых игроков объясняют реализацией программы расширения географии полетов из международного аэропорта «Курумоч». В то же время учредители всех трех авиакомпаний ранее уже засветились в переговорах по созданию региональной компании AirSamara. Особенно примечательно, что новые партнеры у аэропорта появились вскоре после принятия областным правительством решения выделить 100 млн р. из облбюджета на покупку самолетов Ан-148-100Е у ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО).

Авиакомпания «РусЛайн» является правопреемником «Волга- Авиаэкспресс» (бренд Volga Air). С 1 апреля 2010 г. авиакомпания проходит процедуру банкротства и ее рейсы выполняет «РусЛайн». Согласно неофициальной информации сайта www.finam.ru, аэропортом и владельцем Volga Air воронежским бизнесменом Николаем Улановым в апреле велись переговоры о поглощении компании структурами Air Samara. В частности, Air Samara, по мнению аналитиков, интересовал воздушный парк авиакомпании, который в 2009 г. пополнился шестью подержанными канадскими CRJ-200 (см. «Хронограф» №14 (323) от 19.04.10). Начало полетов «РусЛайна», владельцем которого также является Уланов, можно считать предварительным итогом переговоров.

Воронежский грузовой перевозчик «Полет» в переговорном процессе достиг большего успеха. С 2009 г. его инвестиционная кампания ориентирована на создание региональной пассажирской авиакомпании, что вполне совпадает с планами аэропорта и правительства Самарской обл. по созданию Air Samara. Открытием рейсов «Полет» начал реализацию в Курумоче проекта второго базового аэропорта.

В распоряжении «Полета» десять новых воронежских Ан-148-ЮОЕ, аналогичных закупаемым для Air Samara. Вероятно поэтому, по предварительной информации источников «Хронографа», в ОАО Air Samara авиакомпания «Полет» получит 30% акций наравне с аэропортом «Курумоч» (19%) и губернскими властями (51%). Изменения доли «Полета» в пользу «РусЛайна» аналитики не ожидают. В марте 2010 г. ее владелец Николай Уланов был представлен среди кандидатов КПРФ по выборам в законодательное собрание Воронежской обл. Кроме того, Уланов, по данным местных аналитиков, финансирует кампанию воронежских коммунистов. Ранее Уланов без особенного успеха поддерживал реготделение «Справедливой России» и был его кандидатом на выборах в Госдуму в декабре 2007 г. Аналитики сомневаются, что с таким «послужным» списком возможно участие в региональной авиакомпании, финансируемой за счет правительства Самарской обл.

Появление «Кавминводыавиа» в Курумоче, по мнению аналитиков, является реверансом в пользу учредителей самарского аэропорта.

Федеральное государственное унитарное авиационное предприятие (ФГУАП), также как и аэропорт «Курумоч», контролируется государством. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом владеет 51% акций в ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» и контролирует ФГУАП «Кавминводыавиа».

Air Samara должна оживить деятельность Курумоча, якобы значительно пострадавшего после банкротства ОАО «Авиакомпания «Самара». По данным аэропорта, до вхождения в альянс Air Union доля «Самары» в сегменте пассажирских перевозок Курумоча составляла 50%, а после лишь 20%. Таким образом, после краха альянса и авиакомпании аэропорт якобы потерял как минимум 20% дохода.

Хотя только в мае 2010 г. пассажиропоток аэропорта «Курумоч» на внутренних рейсах увеличился более чем на 20%, на международных — более чем на 60% в сравнении с аналогичным периодом 2009 г. На 38% выросли показатели грузовых перевозок, а за счет новых партнеров Шварц сможет дополнительно заработать уже в июне, увеличив пассажиропоток. В такой ситуации необходимость выделения средств на создание региональной авиакомпании выглядит сомнительно. Получить комментарий Леонида Шварца на момент публикации не представилось возможным.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Дмитрий БАРАНОВ, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»

- Крупным авиакомпаниям совместное создание регионального авиаперевозчика невыгодно, поскольку тот станет их прямым конкурентом. Инвесторы AirSamara — это небольшие авиакомпании соседних регионов, у которых нет сейчас свободных средств.