Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (328) | 31 мая 2010г.
 

Чемезов конвертирует долги

Влияние миноритариев на АВТОВАЗе стремительно снижается

Сейдамет Абреков

24 июня состоится очередное годовое общее собрание акционеров ОАО «АВТОВАЗ». Совет директоров сменит двух человек, но акционерам вновь не оставили права выбора. Предложено избрать 12 человек из 12 кандидатов. Результаты финансово- хозяйственной деятельности АВТОВАЗа повлияют на размер платежа Renault за ранее приобретенные у инвестиционной компаний (ИК) «Тройка Диалог» 25% акций АВТОВАЗа. Следом будет созвано внеочередное собрание в целях утверждения решения о допэмиссии акций. Допэмиссия может привести к снижению стоимости акций АВТОВАЗа.

В 2009 г., впрочем как и в 2008 г., ОАО «АВТОВАЗ» зафиксировало серьезные убытки. Это может повлиять на дальнейшие взаимоотношения крупных акционеров. В соответствии с подписанными 29 февраля 2008 г. многосторонними соглашениями о приобретении Renault 25% акций ОАО «АВТОВАЗ» условия оплаты должны были напрямую зависеть от результатов работы АВТОВАЗа в период 2008-2009 гг. Сумма сделки составила $1 млрд плюс отложенный платеж, размер которого должен был зависеть от результатов финансово- хозяйственной деятельности ОАО «АВТОВАЗ» в 2008-2009 гг. Акции приобретались у ИК «Тройка Диалог».

На прошлой неделе гендиректор ГК «Ростехнологий» Сергей Чемезов (на фото) в очередной раз заявил о готовности АВТОВАЗа к выпуску допэмиссии акций. По словам Чемезова, в результате доля ГК «Ростехнологии» в акционерном капитале АВТОВАЗа может увеличиться с 25 до 40%. Впервые о перспективах этого решения он заявил публично в апреле 2010 г. (см. «Хронограф» №15 (324) от 26.04.10). В повестку дня предстоящего общего собрания акционеров ОАО «АВТОВАЗ» этот вопрос не внесен. Для его решения будет созвано внеочередное собрание акционеров.

Обычно размещение дополнительных акций осуществляется в целях привлечения средств. Однако в случае с АВТОВАЗом можно говорить, что размещение акций понадобилось для конвертации в ценные бумаги долгов по госзаймам, которые были предоставлены АВТОВАЗу за последнее время. Общий размер таких займов — около 75 млрд р.

Другое объяснение предстоящей эмиссии сложно найти еще и потому, что в период серьезного падения мировых фондовых индексов выпускать дополнительные акции в целях привлечения дополнительных средств абсолютно бесполезно. Именно по этой причине многие компании в массовом порядке отказываются от размещения допэмиссий в этом году.

Если АВТОВАЗ все же решится на размещение (а иного выбора у него уже нет), то велика вероятность серьезного падения и без того крайне низких котировок по акциям АВТОВАЗа. Для участников рынка будет очевиден тот факт, что размещение проводится под уже полученные ранее деньги и что на увеличение стоимости активов эмитента это размещение повлиять не сможет, т.к. вложенные по госзаймам деньги уже практически растворились. Миноритарные акционеры, а возможно, и некоторые крупные акционеры, почувствовав такую перспективу, могут устремиться к продаже своих акций. Это сможет стать очередным поводом для просаживания котировок. Вся эта череда событий может весьма негативно отразиться на репутации АВТОВАЗа как заемщика средств на внешних рынках долговых обязательств со всеми вытекающими из этого последствиями.

Что касается доли Renault, то в отношении этого акционера АВТОВАЗа уже давно внесена ясность на самом высоком уровне. По этому поводу председатель правительства РФ Владимир Путин заявил: «Renault остается нашим стратегическим партнером. Есть договоренность о том, что доля Renault не будет снижаться (а сегодня у Renault 25%), но может быть увеличена» (см. «Хронограф» №41 (305) от 30.11.09). Из 12 предложенных кандидатур предстоит выбрать 12 членов нового совета директоров. В совете директоров АВТОВАЗа планируются незначительные кадровые изменения.

Вместо Алексея Алешина от ГК «Ростехнологии» выдвинут генеральный директор АВТОВАЗа Игорь Комаров. Вместо Ричарда Огдона от «Тройки Диалог» в совете директоров будет присутствовать Михаил Бройтман. Из этого следует, что сейчас либо нет лиц, которые владеют больше 2% акций АВТОВАЗа и готовы выдвигать своих претендентов в состав совета директоров, либо нет акционеров с более мелкими пакетами, способных объединиться для выдвижения консолидированного кандидата. Ранее, когда председателем совета директоров АВТОВАЗа был Владимир Каданников, различным группам миноритариев удавалось выдвинуть своих кандидатов при выборе членов совета директоров ОАО «АВТОВАЗ». Из этого может следовать, что на желающих выдвинуть кандидата от миноритариев, в т.ч. и консолидированного, попросту нашлись определенные рычаги воздействия. Корреспондент «Хронографа» связался по телефону с Владимиром Каданниковым, чтобы получить его комментарии по сложившейся ситуации. Однако он отказался общаться. Начальник пресс-службы ГК «Ростехнологий» Владимир Картавцев оценил прогноз экспертов «Хронографа» следующим образом: «Вы нарисовали довольно мрачную картину, с которой мы не можем согласиться».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Владимир КАРТАВЦЕВ, начальник пресс-службы ГК «Ростехнологий»

- По нашему мнению, для редакции, которая находится в одном городе, а возможно, и в нескольких кварталах от АВТОВАЗа, было бы продуктивнее решать вопросы о деятельности предприятия непосредственно с его пресс-службой. Это пожелание отнюдь не исключает наших дальнейших рабочих взаимоотношений. С удовольствием окажем содействие «Хронографу», разумеется, если поставленные вопросы возможно осветить в СМИ без нанесения ущерба акционерам.

Александр ШМЫГОВ, руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»

- Все вопросы, связанные с деятельностью акционеров, дирекция по внешним связям ОАО «АВТОВАЗ» не комментирует.