Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (310) | 18 января 2010г.
 

Базовые потери

Судебные процессы могут стоить Морунову бизнеса

Петр Кожевников

11 января стало известно, что у некоторых предпринимателей Сызрани могут существенно понизиться шансы на заключение с мэрией договоров об организации регулярных пассажирских маршрутных перевозок. Не исключено, что этому поспособствуют и определенные действия ОАО «Российские железные дороги», возглавляемого Владимиром ЯКУНИНЫМ. В частности, это может отразиться на перспективах бизнеса бывшего кандидата в депутаты Сызранской городской думы Михаила МОРУНОВА (на фото).

В конце декабря 2009 г. Арбитражный суд Самарской обл. частично удовлетворил иск ОАО «Железнодорожная торговая компания» (ЖТК) к предпринимателю Михаилу Морунову (на фото) о взыскании арендной платы. ЖТК, которую возглавляет генеральный директор Игорь Легостаев, является стопроцентной «дочкой» ОАО «РЖД». Морунов выступает директором и учредителем нескольких сызранских предприятий, занятых пассажирскими маршрутными перевозками. Это ООО «Пассажирские автотранспортные перевозки №1», ООО «Сызрань-ТрансАвто» (СТА) и ООО «АвтоТранс-Сызрань» (АТС). АТС, по данным Росстата, в последние годы работало в убыток. Аналитики ЗАО «Национальное кредитное бюро» (НКБ) отмечали отрицательное значение собственного капитала АТС. Оценивая возможности предоставления кредита в 2009 г., НКБ рекомендовало принять соответствующие меры подстраховки. Периодически финансовые сложности возникали и в других организациях Морунова.

В декабре 2007 г. определением Арбитражного суда Самарской обл. по заявлению МРИ №3 УФНС по Самарской обл. было возбуждено производство по делу о банкротстве СТА. В апреле 2008 г. была введена процедура наблюдения. Временным управляющим был утвержден Эдуард Касаткин. Можно предположить, что Касаткин подтвердил свою высокую квалификацию: в сентябре 2008 г. определением суда производство по банкротству СТА было прекращено. Но, вероятно, в Сызрани его деятельность не была оценена по достоинству. Вознаграждение за спасение предприятия Касаткину пришлось взыскивать в судебном порядке.

Любопытно, что речь шла о сумме, лишь немногим превышающей 50 тыс.р. Иск Касаткина по этому поводу был судом удовлетворен.

Требования ЖТК оказались существеннее. Компания потребовала взыскать с Морунова задолженность по арендной плате в сумме 363 тыс.р. Затем, правда, она была уменьшена до 324 тыс.р. Из них 175 тыс.р. — задолженность по арендной плате.

Между ЖТК и Моруновым заключен договор на аренду здания по ул. Декабристов — гаража в 361,6 кв.м. Эксперты предполагают, что помещение могло использоваться как под ремонтную базу, так и под стоянку маршруток. Суд по совокупности представленных доказательств посчитал, что сторонами согласованы существенные условия договора аренды, которые подлежат исполнению. Договор подписан Моруновым без разногласий. Объект принят по акту приема-передачи. Доказательств возврата здания владельцу нет.

Морунов указывал, что он занимает другой объект. Это, однако, не подтверждает факта незаключенности договора. Остались недоказанными предпринимателем обстоятельства принуждения или введения его в заблуждение при заключении договора. Суд также отметил, что за весь период действия договора у Морунова не возникало сомнений относительно объекта аренды. И только после подачи иска они появились. В результате с Морунова было взыскано более 160 тыс.р.

Эксперты полагают, что цена вопроса может заключаться для Морунова отнюдь не в стоимости иска. Здесь, скорее, можно вести речь о возможной опасности несоблюдения части требований конкурса на право заключения договора об организации городских регулярных пассажирских маршрутных перевозок. В Сызранском р-не договор с победителем подобного конкурса будет заключен, по словам начальника жилищного отдела администрации Анатолия Наумова, сроком на 5 лет. О результатах его должно быть объявлено в ближайшее время. Не исключено, что и в Сызрани частники получат в свое распоряжение маршруты на долгий срок. Условия же конкурса достаточно жесткие (см. «Хронограф» №23 (287) от 29.06.09). В частности, речь в них идет и о стоянках, и о ремонтных базах. Не решить вопрос с таковыми сейчас — значит серьезно осложнить себе перспективу. А ведь будут также учитываться финансовое положение претендентов, их «доброе имя». Ставка же на работу не по муниципальным, а по частным маршрутам может себя и не оправдать. Тем более что здесь также могут возникнуть определенные сложности.

Так, например, конечная остановка контролируемого Моруновым маршрута №44 расположена на привокзальной площади железнодорожной станции «Сызрань-1». На каких условиях используется эта территория под автобусный павильон, стоянку автомобилей, на данный момент выяснить официально представляется практически невозможным. Эксперты, однако, предполагают, что в условиях реформирования РЖД, поиска дополнительных источников дохода подобные вопросы в ближайшее время будут подниматься. Как показала история с ЖТК, руководство подразделений РЖД готово добиваться выполнения от партнеров их обязательств, ужесточать финансовую дисциплину. Перенос же названной остановки в другое место может лишить маршрут №44 значительной части его преимуществ.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.