Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (310) | 18 января 2010г.
 

Волна пошла

За месяц в Самаре появилось 17 МАУ

Иван Григорьев

В конце декабря руководитель департамента экономического развития администрации Самары Юлия МОЛЧАНОВА сообщила «Хронографу», что на территории областного центра создано 19 муниципальных автономных учреждений (МАУ). Хотя еще в начале месяца таких образований было всего два. Стремительный прирост количества МАУ объясняется выделением в 2010 г. на обеспечение их деятельности из бюджета города 300 млн.р. Некоммерческий характер деятельности «автономок» компенсируется оказанием ими платных услуг без отчисления прибыли в бюджет. Таким образом, к осени на счетах МАУ могут быть аккумулированы солидные средства.

На начало декабря 2009 г. на территории Самары существовало всего два МАУ — Управление капитального строительства и Агентство экономического развития. Впрочем, сразу после принятия бюджета на 2010 г. ситуация начала быстро меняться. По состоянию на 25 декабря в пределах города появилось уже 19 МАУ, из которых 10 — в целях осуществления полномочий отраслевых (функциональных) органов мэрии, а 9 — ее территориальных органов. Ни одно МАУ не возникло пока на базе муниципальных предприятий (МП). Все 19 образований переняли функции различных департаментов городской администрации. В течение 2010 г. в МАУ планируется перевести только два МП — «Самарская газета» и «Бюро обмена экспертизы и оценки».

Интересно, что первый заместитель главы Самары Владимир Братчиков ранее заявлял, что данные МАУ будут созданы только в наступившем году. По всей видимости, муниципалитет решил поторопиться из-за растущего недовольства самарских депутатов, вызванного выделением из бюджета на обеспечение деятельности МАУ необоснованно завышенной суммы в размере 300 млн. р. Именно во столько в мэрии оценивают заработную плату будущих 700 сотрудников МАУ и их текущие офисные расходы. Не исключено, что подобным способом чиновники собираются уложиться в норматив по зарплате муниципальных служащих. Создание МАУ позволит формально перевести в них часть работников администрации с сокращением расходов на нужды аппарата в указанном выше размере.

Форма МАУ дополнительно отличается целым рядом преимуществ. К примеру, земельный участок, необходимый для выполнения им своих уставных задач, согласно ФЗ №174 от 3 ноября 2006 г., предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования. Имущество за МАУ закрепляется на праве оперативного управления, однако собственник этого имущества в лице департамента управления имуществом не имеет права на получение доходов от осуществления МАУ деятельности и использования закрепленного за ним имущества. Работа МАУ финансируется посредством субсидий из муниципального бюджета, однако возвращение в него доходов от их деятельности в преддверии выборов будет носить, по всей вероятности, рекомендательный характер.

В отличие от бюджетных учреждений, МАУ смогут самостоятельно привлекать банковские кредиты и не проводить свои операции через казначейство. Деньги будут напрямую поступать на счет организации, что, в свою очередь, создаст определенный простор при составлении финансовой отчетности. Во время любой предвыборной кампании такие нюансы имеют стратегическое значение. Не исключено, что причина появления уже в декабре почти двух десятков наспех сколоченных МАУ кроется в том, что к началу осени все они должны гарантированно консолидировать на своих счетах определенный запас денежных средств.

Комментарии

Михаил КУЦЕВ, председатель комитета по бюджету и налогам Думы г.о. Самара

- Во главе угла стоит вопрос не о требуемом количестве МАУ, а о необходимости и целесообразности их создания вообще. На мой взгляд, функционирование данных МАУ весьма загадочно. Какие задачи они выполняют, непонятно. Ясно только, что за неполный месяц их появилось 17 именно под те 300 млн. р., что на них выделили из бюджета.