Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №45 (309) | 28 декабря 2009г.
 

Хозяин острова

Ивашов хочет забрать у АВТОВАЗа право на аренду

Ксения Бахтина, Павел Соколов

Ликвидация вазовского турклуба «Лада» позволила увидеть истинных получателей выгоды от его существования. Один из крупнейших проектов турклуба — «Жигулевская кругосветка» — позволял сохранять в тени вопрос использования территории Муравьиных островов в зоне отдыха Тольятти. Партнером турклуба выступало НП «Яхт-клуб «Остров сокровищ», которое базируется на островах, хотя в качестве арендатора острова выступает ОАО «АВТОВАЗ». Анализ аффилированных связей бывших и нынешних учредителей «Острова сокровищ» дает основание предполагать присутствие здесь интересов людей, зависимых от тольяттинского бизнесмена Константина ШЕЙКИНА.

Как заверил корреспондента «Хронографа» директор НП «Яхт-клуб «Остров сокровищ» Игорь Ивашов, после закрытия турклуба «Лада» он якобы не будет препятствовать кругосветчикам пользоваться островом. «...Но в случае, если остров перейдет в аренду некоммерческому партнерству, учредителем которого я являюсь,- добавил он, — финансовая ситуация будет уже другая. Но, поскольку сегодня остров пока еще не в нашей собственности, у нас самая маленькая плата за стоянку. Например, за частный ял или маленькую яхту мы берем всего 1600 р. в месяц...»

Кстати, на том самом острове, где базируется «Жигулевская кругосветка», яхтклуб существовал издавна. Ранее он был вазовским. Но в 90-е гг. ситуация поменялась. «В 1996 г. на заводе был издан приказ о его ликвидации, проданы лодки и оборудование по остаточной стоимости. Чтобы дело не умерло, нами было создано НП «Яхт-клуб «Остров сокровищ», в состав учредителей которого вошла группа лиц из числа членов яхтклуба», — добавил Ивашов. По данным ЕГРЮЛ, учредителями НП «Яхт-клуб «Остров сокровищ» числятся Анатолий Онищук, Евгений Литвинов, Владимир Федосов, Александр Ванчугов, Владимир Плыска, хотя в беседе с корреспондентом «Хронографа» Ивашов заявил, что все эти люди были выведены из учредителей, а единственным учредителем является он. Однако официально в ЕГРЮЛ это изменение почему-то не внесено. Из указанного перечня учредителей особое внимание стоит обратить на Онищука и Ванчугова.

Онищук на протяжении многих лет занимал высокие руководящие должности в объединении социально-оздоровительных и культурно- бытовых учреждений ОАО «АВТОВАЗ». Соответственно его можно считать основным связующим звеном между автозаводом, который платил аренду за остров, и НП «Яхт-клуб «Остров сокровищ». Именно он, скорее всего, отвечал за наличие негласных договоренностей о присутствии на острове по сути частного яхт-клуба.

Ванчугов является директором и соучредителем ООО «Строительно- коммерческая компания (СКК) «КБ-Строй». Еще одним соучредителем КБ-Строя значился депутат Тольяттинской городской думы, совладелец сети супермаркетов «Миндаль» Владимир Дуцев. По информации источников «Хронографа», ООО «СКК «КБ-Строй» могло принимать участие в организации строительства магазинов сети «Миндаль».

Помимо строительства, другим заявленным видом деятельности у КБ-Строя является торговля автомобильными запчастями. Примечательно, что хранение и обслуживание своих плавсредств Дуцев доверяет яхт-клубу «Остров сокровищ».

Помимо всего прочего, Ивашов является еще и директором ООО «Фарватер», которое зарегистрировано по тому же адресу, что и яхтклуб «Остров сокровищ»: Лесопарковое шоссе, 51. Другими словами, на Муравьиных островах. По данным ЕГРЮЛ, учредителями ООО «Фарватер» являются Игорь Ивашов (50%) и Владимир Исаев (50%). По сути, эта организация аккумулирует средства, получаемые при реализации различного вида работ и услуг, необходимость в которых могут испытывать клиенты яхт-клуба «Остров сокровищ».

Помимо «Фарватера» бизнес Исаева в какой-то степени завязан на деятельности Центрального рынка (также известен как Колхозный рынок) на ул. Комсомольской. Поэтому адресу зарегистрирована компания ООО «Ц. Рынок», которая сначала сменила название на ООО «Оптима», после чего в 2007 г. была реорганизована путем присоединения к ООО «Фарватер». О чем, собственно, имеется запись в ЕГРЮЛ. Ни для кого не секрет, что бизнес Центрального рынка находится под негласным контролем тольяттинского бизнесмена Константина Шейкина, как, впрочем, и становление бизнеса торговой сети «Миндаль».

По словам Ивашова, между яхт-клубом и ОАО «АВТОВАЗ» был заключен некий договор, дающий возможность продолжить на острове деятельность яхт-клуба на правах НП, которое занималось строительством и ремонтом туристских судов, деятельностью в области спорта и физкультуры, организацией отдыха и развлечений. Как пояснил Ивашов, завод был заинтересован в сотрудничестве из-за «Жигулевской кругосветки». «Мы оказывали услуги по ремонту ялов, — рассказывал Ивашов. -Охраняли, обеспечивали допуск кругосветчиков на территорию острова, а завод обеспечивал финансирование. Но пять лет назад он его прекратил. Произошли известные события со сменой вазовского руководства, и все повалилось». В итоге из учредителей НП «Остров сокровищ» остался только его директор Ивашов, который теперь в одиночку и управляет островом. Ивашов сожалеет, что этот земельный участок, которым бы он хотел владеть, до сих пор под заводом и территориально считается частью вазовской базы отдыха «Фортуна». «Здесь ничего нет заводского, кроме земли и ялов, а все остальное построено нами. Нас не устраивает субаренда, — сетует Ивашов. — Я надеюсь, что в течение 2010 г. вопрос передачи права аренды НП будет решен». При этом Ивашов надеется, что арендная плата для его яхт-клуба будет меньше, чем у завода, хотя и нынешнюю сложно считать высокой. АВТОВАЗ платит ежегодно за аренду земли острова около 380 тыс. р. Соответственно, как заявил Ивашов, для кругосветчиков бесплатные условия закончатся. Закончатся они, скорее всего, и для неформальных покровителей острова.

Комментарии

Алевтина ДАВЫДКИНА, директор турклуба «Лада»

- Если закроют клуб, кругосветка все равно выживет. Думаю, что выживут почти все подразделения. Не будет только общего руководства. Направление велотуризма и кругосветки выживет само по себе, потому что они были очень самостоятельны. У них мощные активы, которые не нужно организовывать. А вот ВАЗ, думаю, потеряет больше в моральном плане, т. к. «Жигулевская кругосветка» и клуб туристов, который объединял около 15 000 человек, считались визиткой нашего завода. Теперь активу кругосветки даже негде собираться.

Алексей ВОЗИЛОВ, адмирал «Жигулевской кругосветки»

- С турклубом сейчас ситуация непонятная. Я не знаю, закрыли его уже официально или нет. Но «Жигулевская кругосветка», которая базировалась в тур-клубе, все равно состоится. Завод нас в последние годы практически не финансирует. В прошлом году, например, вазовское спонсорство кругосветки составляло ноль рублей, так что финансирование шло исключительно за счет кругосветских туристических взносов. В этом плане у нас все открыто и понятно. По этой причине за судьбу кругосветки я не очень волнуюсь. Хотя мне искренне жаль, что с турклубом «Лада», который просуществовал сорок лет и в котором я состоял двадцать с лишним лет назад, происходят такие неприятные истории.

Игорь ИВАШОВ, директор НП «Яхт-клуб «Остров сокровищ»

- По поводу перспектив турклуба «Лада» ничего сказать не могу. Все находится в подвешенном состоянии. Понятно, что АВТОВАЗ возрождать его не будет. Какие будут реальные шаги от мэрии и будут ли — неизвестно. Есть инициативная группа, которая хочет сохранить традиционную «Жигулевскую кругосветку», создав свой клуб. Но это все пока на словах. Я пытался прояснить ситуацию, но никто ничего не говорит. Хоть я и инструктор турклуба, но меня в первую очередь волнует мой яхтклуб, поскольку я его директор.

- Каким образом будут строиться взаимоотношения с кругосветчиками после закрытия турклуба?

- Я буду прорабатывать тему, чтобы упорядочить нахождение людей на острове, чтобы не было среди них случайных. Как и раньше, будет действовать пропускная система, но более узкая и строгая, а также более жесткие порядки и дисциплина. Меня не радуют пикники на острове, после которых остается мусор и случаются пожары. Если кругосветчики берут ял и оформляют выход, пусть отправляются на другой берег, а не огибают остров и не причаливают к нему с другой стороны. Организационные вопросы, в т. ч. по поводу доступа кругосветчиков на остров, которые раньше решал турклуб «Лада», теперь, вероятно, придется обсуждать со мной. Но кругосветский адмирал Возилов ни разу не искал со мной разговора. За все годы его адмиралства мы с ним так и не познакомились.