Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №45 (309) | 28 декабря 2009г.
 

Андрей Алфеев:

Тольяттинцы продолжают платить за воду, которую потребляют в других городах

Михаил Куракин

До конца года на территории Самарской обл. окончательно завершится формирование тарифов на энергоресурсы. Несмотря на тот факт, что г. Тольятти оказался в правительственном списке моногородов, формирование тарифов на местном уровне происходило весьма странно. В связи с этим у основного поставщика энергоресурсов Автозаводского р-на г. Тольятти -ОАО «ТЕВИС» по отдельным позициям рост тарифов оказался в три раза ниже ожидаемого уровня инфляции. Этот факт, скорее всего, приведет к замораживанию инвестиционных программ компании. О проблемах, к которым это может привести, и путях выхода из них в интервью «Хронографу» рассказал генеральный директор ОАО «ТЕВИС» Андрей АЛФЕЕВ.

- Андрей Альбертович, при формировании тарифов по воде и стокам на 2010 г. муниципальные власти предпочли оставить их практически без изменения. Как этот факт повлияет на инвестиционную программу ОАО «ТЕВИС»?

- История с тарифами в ОАО «ТЕВИС» сложилась достаточно интересная. Мы являемся предприятием, которое осуществляет свою деятельность в сфере естественных монополий. Все наши затраты регулируются и определяются тарифами. Тарифы на теплоэнергию устанавливаются УГРК, тарифы на воду и стоки регулируются мэрией г. Тольятти. При этом существует достаточно старая история про тарифообразование по воде и стокам. Цена на сырую воду изначально определялась автозаводом. Определение стоимости этой воды строилось исходя из логики, что затраты на собственное потребление воды, необходимой в производственном цикле АВТОВАЗа, должны быть минимизированы. Поэтому получилось, что в г. Тольятти установлен самый низкий тариф на исходную сырую воду -2,56 р. По этой цене воду получал как сам автозавод, так и ТЭЦ ВАЗа, принадлежащая ОАО «ВоТГК». Воду такого же качества ВоТГК покупает в г. Самаре по цене 21 р. за куб. м. Затраты ОАО «ВоТГК», в т.ч. на закупку сырой воды и химводоочистку, учитываются в среднем по области. В результате происходит усреднение тарифа на химочищенную воду (ХОВ), отпускаемую ОАО «ВоТГК» потребителям, что приводит к перекрестному субсидированию между городами. Т.е. тольяттинцы оплачивают более «дорогую» воду Самараводоканала. Летом этого года депутаты ТГД направили необходимые запросы в прокуратуру и правительство Самарской обл. с целью ликвидации перекрестного субсидирования. По сути, и прокуратура, и правительство признали нашу правоту в том, что, действительно, тариф на сырую воду установлен неправильно. В области существует перекрестное субсидирование между основными городами. И население Тольятти от этого страдает. Тольяттинцы продолжают платить за воду, которую потребляют в других городах — Сызрани, Самаре и Новокуйбышевске. Однако пересмотр этой стоимости повлечет рост тарифа на тепло и воду для других городов.

Вторая проблема заключается в том, что в ноябре 2009 г. мэрия г.Тольятти установила для ОАО «ТЕВИС» тариф на воду. Рост тарифа на транспортировку воды и прием стоков составил для нас 2,9%. Это говорит о том, что этот рост не покрывает даже уровень официальной инфляции, который был назван в Министерстве экономического развития РФ. А именно из этих средств, заложенных в тарифе, складываются затраты на обслуживание, ремонт и модернизацию сетей. Система водоснабжения Автозаводского р-на создавалась более 40 лет назад. Большая ее часть достаточно изношена и требует не просто ремонта, но и модернизации и перекладки. Установленный уровень тарифа говорит о том, что все эти работы осуществлять не на что. Несмотря на то что в ОАО «ТЕВИС» существует программа по оптимизации затрат, она начала свою работу уже в 2009 г., формируется аналогичная программа на 2010 г., разработаны новые долгосрочные программы по реконструкции и ремонту водопроводных и тепловых сетей.

Но в условиях существующих тарифов реализация этой программы фактически невозможна. Тарифы в последующие годы могут изменяться только на тот предельный индекс, который будет устанавливаться правительством. Если раньше рост тарифа составлял от 13 до 17%, то в этом году — 2,9%. Даже если в следующем году рост тарифа составит 17%, то мы попросту будем хронически опаздывать с ремонтом и модернизацией сетей, снизится надежность водоснабжения, чаще будут происходить аварии и повреждения. Для сравнения: по Самарской обл. рост тарифов на воду и стоки составил 18%. Тольятти отличился. Т.е., прикрываясь популистскими рассуждениями о сдерживании роста тарифов для населения, мэрия заложила эту «бомбу» на всю последующую жизнь.

- Почему в вопросе по уходу от областного усредненного тарифа тольяттинские власти проявили пассивность? Ведь если раньше ситуация была достаточно стабильной, то 2009 г. стал во многом сложным в связи с влиянием финансово- экономического кризиса.

- Мне не хочется комментировать действия городских властей в этом вопросе. Мы достаточно много копий сломали, участвуя во всех этих переговорах и согласительных комиссиях. Но в этой ситуации есть один выход: продолжать работать в правовом поле. Мы будем продолжать активно воздействовать на ситуацию, в т. ч. побуждать тольяттинские думу и мэрию к тому, чтобы тарифы на химически очищенную воду были сокращены.

- Какие перспективы в этом плане вы видите перед собой?

- Физический износ водопроводных сетей гораздо выше, чем износ тепловых сетей. В части технологических причин применяются трубопроводы со сталью разных марок. Вторая часть вопроса заключается в том, что химочищенная вода, которая поступает на ТЭЦ АВТОВАЗа, проходит деаэрирование, вследствие чего уровень кислорода в ней снижается. В водопроводной сети кислород присутствует. Этот факт также влияет на скорость износа трубопроводов. Срок амортизации на тепловые сети — 25 лет. На водопроводные — 12-20 лет. У нас они работают уже гораздо дольше. Мы очень рассчитываем на инвестиционные программы. Их две. Первая-городская, которая функционирует в рамках ФЗ-210. Для справки: эта программа 2006-2009 гг. планировалась в объеме 750 млн. р. Эти средства должны были быть получены за счет платы за подключения вновь построенных объектов. По факту мы получили всего 110 млн. р. Объемы строительство в городе резко упали, два года оно практически уже не ведется. На эти деньги мы провели модернизацию первой очереди ПНС №1. Эта насосная станция была построена в 1970 г. Ее мощностей не хватает сегодня для подачи теплоносителя в старую часть Автозаводского р-на. Вторая задача, которая была решена за счет этих средств, — строительство водовода от ул. Спортивной до мкрн Лесного. Это новая трасса. Новый трубопровод выполнен по современной технологии из полиэтилена высокого давления. С учетом оформления всех документов он будет введен в эксплуатацию в январе-феврале 2010 г. Инвестиционная программа на следующие три года предусматривает лишь 93 млн. р. Опять- таки эта программа еще не утверждена городом. Вторая программа, на которую мы очень рассчитываем, — федеральная, которая формируется в Министерстве регионального развития РФ. В рамках стратегии развития ОАО «ТЕВИС» и ожидаемого развития Автозаводского р-на мы сформировали пакет инвестиционных проектов, которые предусматривают перекладку основных магистралей тепло-, водоснабжения, повысительных насосных станций.

Общая стоимость проектов — 2,7 млрд. р. Пока не совсем ясна схема финансирования для реализации этих проектов. Привлекать для реализации проектов кредитные ресурсы, даже на самых выгодных условиях, невозможно. Сроки окупаемости проектов при сегодняшнем уровне тарифов — более 30 лет. Возможность возврата кредитов одна — через тарифы. Другого механизма не существует. И когда рост тарифа нам обрезают до 2,9%, говорить об инвестициях сложно. Поэтому мы сейчас можем рассчитывать только на некую государственную целевую помощь городу в рамках программ по развитию моногородов, ОАО «АВТОВАЗ», Тольяттинского промышленного технологического парка, особой экономической зоны. Мы инициативно вошли во все рабочие группы, в т.ч. и по технопарку. Для нас это актуально.

- Какие еще существуют механизмы экономии?

- Сейчас мы отрабатываем вопрос выхода на оптовый рынок электроэнергии. У нас есть предложения, которые могут дать экономию порядка 15% в год только за счет эффективной работы трейдера, без учета мероприятий по экономии электроэнергии за счет оптимизации режимов потребления и внедрения современных энергосберегающих технологий. Это значительные суммы. Для этого надо сделать всего две вещи. Одна недорогая и легко выполнимая, вторая совершенно незатратная для ОАО «ТЕВИС», но в определенной степени невыполнимая. Для начала нужно создать автоматизированную систему учета электроэнергии. Условно говоря, для этого необходимо создать автоматизированную систему учета и заключить договор с одним из трейдеров, который присутствует на рынке. Невозможность заключается в том, что если мы начнем эту процедуру, то для всех потребителей Самарской обл. будет повышаться тариф на электроэнергию.

- Аналитики прогнозировали в 2009 г. снижение платежеспособности населения Тольятти. И, как следствие, — провал в оплате коммунальных услуг.

- Этот аргумент, который приводился в течение года, когда нас пугали готовящимися сокращениями в ОАО «АВТОВАЗ» и тем, что безработные люди не станут платить за коммунальные услуги, не выдержал испытания временем. Правительство РФ приняло решение о создании ОАО «АВТОВАЗ» двух дочерних предприятий, в которые выводится высвобождающийся персонал. Т.е. люди не останутся без работы и денег. В 2009 г. наши платежи были спрогнозированы на уровне 60%. Реальные сборы за 11 месяцев 2009 г. составили 95,8%. Это уровень платежности населения на 1,5-2% ниже, чем в аналогичном периоде 2008 г. Существенного провала не произошло. Сейчас строят прогнозы на следующий год. Нас опять пугают, что в будущем году уж точно будет еще хуже. Мы так не считаем. Видимо, в ОАО «ТЕВИС» работают оптимисты, поэтому мы продолжаем формировать долгосрочные программы ремонтов и модернизации, инвестиционные программы. Кризис — он не навсегда.