Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №45 (309) | 28 декабря 2009г.
 

Рейтинг не помеха

Муниципальные перевозчики Самары опять пожаловались на свою бедность

Илья Казаков

1 января МП «Трамвайно- троллейбусное управление», МП «Пассажирский автомобильный транспорт» и МП «Самарский метрополитен» повысят тарифы на городские пассажирские перевозки в Самаре до 15 р. Официальная причина — рост тарифов на электроэнергию, топливо и общая убыточность муниципальных перевозок. Между тем эти МП занимают 11-е, 15-е и 31-е места соответственно по объему полученной выручки в ТОП-50 крупнейших предприятий Самарской обл. в транспортной сфере.

16 декабря на еженедельном совещании при главе города заместитель руководителя департамента транспорта Самары Анатолий Рудзинский (на фото) сообщил, что с 2010 г. стоимость проезда в муниципальном транспорте вырастет с 12 до 15 р. Повысится и стоимость проезда по электронному проездному для школьников и студентов — с 5 до 7 р. До 12 р. вырастет цена проезда по электронному проездному для всех остальных категорий граждан. Причем сам Рудзинский, много лет до этого проработавший гендиректором тольяттинского МП «ТП АТП-3», вероятно, плохо пока еще ознакомлен с действующей тарифной сеткой муниципального транспорта Самары. Поэтому и заявил на совещании следующее: «Граждане, которые в дальнейшем будут оплачивать проезд при помощи электронного проездного, повышения цен не почувствуют: на всех видах муниципального транспорта они по-прежнему будут ездить за 12 р.». Стоит напомнить, что сейчас стоимость проезда по электронному проездному составляет 10 р., а 12 р. — лишь при оплате наличными.

Согласно пресс-релизу департамента транспорта при формировании новых тарифов якобы была проведена значительная аналитическая работа. Изучен опыт Екатеринбурга, Челябинска, Санкт-Петербурга, Москвы, т. е. более крупных, чем Самара, городов. Упоминается, что во всех этих городах льготы для населения при оплате проезда гораздо меньше. При этом не учитывается, что, по данным исследования центра стратегических исследований ОАО «Росгосстрах», за 2009 г. уровень доходов в Самаре ниже.

Согласно докладу чиновников мэрии уже сегодня якобы себестоимость одной поездки на городском транспорте в Самаре составляет в среднем 20 р. и ее рост продолжится вслед за ростом тарифов на электроэнергию, топливо и, в принципе, изначальной убыточности муниципальных перевозок. Это значительно контрастирует с отчетами МП «Трамвайно-троллейбусное управление» (ТТУ), МП «Пассажирский автомобильный транспорт» и МП «Самарский метрополитен» за 2008 г., по итогам которых они заняли 11-е, 15-е и 31-е места, соответственно, по объему выручки в ТОП-50 крупнейших предприятий Самарской обл. в транспортной сфере (см. «Хронограф» №42 (306) от 07.12.09).

Стоит подчеркнуть, что нынешнее повышение не стало неожиданностью. В 2008 г. цена проезда выросла с 7 до 10 р., в 2009 г. с 10 до 12 р. При этом связь между ценой на билет и фактической выручкой перевозчика, на чем, вероятно, делают акцент в городской администрации при формировании тарифов, отсутствует.

Так, согласно отчету выручка МП «ТТУ» в 2007 г. при 7 р. за проезд составляла 1,06 млрд. р. и выросла при повышении до 10 р. до 1,28 млрд. р. Т.е выросла всего на 20,7% . При аналогичных тарифах у МП «Пассажирский автомобильный транспорт» в 2007 г. выручка составила всего 300 млн. р., а после повышения в 2008 г. — 812 млн. р., почти в 2,5 раза выше. За аналогичный период повышений с 2007-2008 гг. в два раза выросла выручка самарского метрополитена.

По мнению экспертов, в данном случае городской администрации более логично было бы дифференцировать тарифы, сделав их более высокими для МП «ТТУ» и оставив на прежнем уровне для метрополитена и автобусов. Причем работа коммерческих перевозчиков, фактических конкурентов МП, подтверждает оправданность этой методики. Ведь параллельно с ростом тарифов на проезд в муниципальном транспорте росли цены на проезд в самарских маршрутках, но они всегда имели плавающий интервал, в зависимости от расстояния: 8-12 р. в2008г., 15-25 р. в2009 г., когда 25 р. стоит проезд на дальних маршрутах, и 15 — на внутригородских. В 2010 г. коммерческие фирмы планируют ценообразование по той же схеме, в диапазоне в 18-27 р., что позволит им сохранить разумный баланс рентабельности и доступности. А муниципальным предприятиям, вероятно, побить очередные рекорды по размеру выручки.

Комментарии

Алла ДЕМИНА, депутат Думы г.о. Самара

- Существует определенная себестоимость какой-либо услуги. И сейчас себестоимость оплаты проезда в муниципальном проезде не покрывает затраты на него. Хуже будет, если транспорта вообще не будет. Автобусы надо обслуживать, сотрудникам надо платить зарплату. Это делается на бюджетные деньги, но они небезграничны.