Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №45 (309) | 28 декабря 2009г.
 

Мелочь, но чужая

Тархову указали на самоуправство и превышение полномочий

Татьяна Федорова

В декабре решением Арбитражного суда Самарской обл. мэрии Самары было запрещено принимать единоличные решения о сносе самовольных объектов потребительского рынка. Соответствующее постановление мэра Самары Виктора ТАРХОВА было признано противоречащим ряду федеральных законов, а также Конституции РФ. Иск был подан заместителем прокурора Самарской обл.

Заявление заместителя прокурора Самарской обл. в отношении мэра Самары Виктора Тархова, администрации города и департамента управления имуществом, которым руководит Дмитрий Феоктистов, рассматривалось судом коллегиально. В исковом заявлении содержалось требование признать постановление главы г. Самары от 20 октября 2008 г. «Об утверждении Положения о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка на территории городского округа Самара» недействительным и не соответствующим ряду федеральных законов, Гражданскому кодексу и Конституции РФ.

Положением самарского мэра был установлен порядок принудительного сноса нестационарных объектов потребительского рынка. К подобным объектам относятся палатки, летние кафе, объекты по оказанию досуговых услуг населению, временные конструкции и прочие объекты. На основании распоряжений глав администраций районов должны выявляться факты самовольной установки объектов, после чего владельцам вручалось бы предписание об устранении нарушений.

В случае если владельцев объектов не удавалось бы обнаружить, на самовольно возведенном объекте размещалось бы предупреждение. Владелец обязан был бы за свой счет и своими силами устранить нарушения, указанные в предписании. В противном случае объекты предполагалось демонтировать и переносить в места временного хранения. При этом платить за демонтаж, перенос, транспортировку и хранение объектов должен владелец. Через шесть месяцев с момента демонтажа или переноса самовольно размещенные объекты нестационарной торговой сети и автостоянки они могли быть переведены в муниципальную собственность. Суд, рассмотрев заявленный прокуратурой иск, пришел к выводу, что данное положение ограничивает право собственности, а в соответствии с Конституцией никто не может быть лишен имущества иначе как по решению суда.

По большей части самовольные постройки возникли из-за того, что процесс согласования на размещение объекта, даже временного, занимает в администрации района не один месяц. Зачастую торговля на подобных объектах является сезонной, не успев оформить необходимые документы, предприниматели самовольно устанавливают палатки.

Оспоренное постановление, по мнению прокуратуры, было вынесено Тарховым с превышением полномочий. В соответствии с ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в сфере торговли и общественного питания к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, а не самовольный демонтаж.

Судом также было указано, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Действующее законодательство не предоставляет административным органам права принимать решения о сносе самовольных построек, следовательно, такие решения может принимать только суд.

Комментарии

Андрей ИМУКОВ, руководитель управления информатики и аналитики г. Самары

- Решение о непризнании постановления о демонтаже будет опротестовано в апелляционной инстанции арбитражного суда. Решение вопроса о демонтаже самовольных построек занимает длительное время, и через суд это сделать достаточно затруднительно, а вместе с тем такие постройки легко меняют место дислокации и процедуру по демонтажу приходится проводить заново. По примерным подсчетам, одних только киосков в Самаре незаконно установлено более 150.