Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №42 (306) | 7 декабря 2009г.
 

Заставят экономить

Требования энергетической эффективности закрепили на законодательном уровне

Павел Соколов

23 ноября президент РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ утвердил во многом судьбоносный не только для энергетической отрасли ФЗ №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Несмотря на то, что ФЗ №261 был принят только в конце ноября, для промышленников и энергетиков он очень понятен. Впервые на законодательном уровне оказался прописан механизм стимулирования процессов энергосбережения на производстве вплоть до налоговых льгот.

Дорабатывали год

Внедрение энергосберегающих технологий позволит ощутить выгоду не только потребителям энергоресурсов, но и генерирующим компаниям. В условиях кризиса многие из них были вынуждены существенно пересмотреть свои инвестиционные программы по вводу новых мощностей. С одной стороны, переход потребителей на более эффективное и экономичное использование энергоресурсов приведет к сокращению загруженности действующих на данный момент мощностей генерирующих компаний. С другой стороны -генерирующие компании получат возможность подключать к высвободившимся мощностям новых потребителей, не расходуя для этого лишних средств, которые могли бы потребоваться для форсирования сроков ввода новых мощностей. В условиях экономического кризиса это вдвойне актуально.

С момента принятия данного закона Госдумой в первом чтении прошел почти год. За это время законопроект был существенно доработан. «Позиция нашего комитета на момент принятия законопроекта в первом чтении была резко отрицательной, потому что, с нашей точки зрения, данный закон был не более чем красивой политической декларацией, которая не содержала в себе никаких реальных механизмов, направленных на то, чтобы достичь каких-то осмысленных целей, — отметил председатель комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников в ходе принятия решения об одобрении закона 18 ноября на заседании Совета Федерации. — Год, который прошел между первым чтением и поступлением закона к нам сейчас, показал, что закон был в принципе фундаментально переработан». Базовая идея установления системы мер экономического, организационного и непосредственно административного характера по стимулированию энергосбережения и повышению энергоэффективности в нем обрела явный вид и законченную форму. Создается достаточно большая комплексная система, состоящая из разных подсистем, для того, чтобы добиться этой цели.

Налоговый стимул

При этом нужно отметить, что закон сам по себе является скорее рамочным и имеет большой набор элементов прямого действия. Вместе с тем он опирается на большое количество подзаконных актов. В первую очередь на постановления самого правительства и на документы уполномоченного органа, который должен быть сформирован в соответствии с данным законом. В этом законе впервые появилась статья (ст. 50), в которой говорится, в какие сроки правительство РФ должно принять те или иные постановления, которые позволят реализовать данный закон. В соответствии с требованием ст. 48 ФЗ №261 региональные и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть утверждены до 1 августа 2010 г.

В России пока много энергии уходит на обогрев окружающей среды
В России пока много энергии уходит на обогрев окружающей среды

Последующее проектирование, строительство и сдача в эксплуатацию зданий и сооружений должны осуществляться с учетом требований данного закона.

«Я не могу сказать, что данный закон идеален. Там есть различные коллизии, в т.ч. касающиеся технического регулирования. Есть не совсем четко прописанные взаимоотношения, связанные с применением санкций за невыполнение этого закона. Вместе с тем основные системы, подчеркиваю, связанные с программами энергосбережения, с учетом, ограничением оборота и производства тех или иных товаров, с созданием государственно-информационной системы по энергоэффективности... определенные требования в этой области закон устанавливает», — пояснил Завадников.

Некоторую критику уже можно услышать и в адрес формулировок ст. 36 ФЗ №261 «О внесении изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ». К объектам, которые могут рассчитывать теперь на преференции и налоговые льготы, законодателем отнесены те, которые имеют «высокую энергетическую эффективность» или «высокий класс энергетической эффективности». Хотя критериев этой классификации на данный момент не разработано. Соответственно, один из главных мотивирующих факторов для потребителей энергоресурсов пока не задействован.

Бюджетом не предусмотрено

Есть основания для опасений, что масштабная реализация требований ФЗ №261 не случится еще по ряду причин. Например, закон добавляет новые полномочия как органам местного самоуправления, так и исполнительной власти субъектов федерации. Эти полномочия касаются двух очень важных вещей: постановки приборов учета как для органов власти, так и для всех бюджетных учреждений, а также проведения обследования энергоэффективности, которое также является достаточно затратной частью. При этом все это должно произойти в 2010 г., но средств в бюджетах всех уровней на будущий год на эти мероприятия в полной мере предусмотреть не могли. Это обусловлено тем, что работа по разработке бюджетов шла параллельно с утверждением закона.

«Я согласен, что нужно посмотреть относительно финансового обеспечения этого закона. Министерство энергетики подготовило государственную программу по вопросам энергосбережения, рассчитанную на 10 лет. В самой программе заложена большая сумма, в проекте более 10 трлн. р. Надо смотреть, чтобы было финансовое обеспечение, потому что программа по проекту следующего года уже стартует, но эта сумма пока не просматривается», — отметил Олег Пантелеев, первый заместитель председателя комиссии Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности. Он также напомнил, что в ноябре в первом чтении Госдума приняла законопроект о теплоснабжении, который, по его мнению, будет работать в связке сФЗ№261.

Комментарии

Игорь Птицын, генеральный директор ООО «Тольяттинский Трансформатор»

- В принципе, этот закон нужно было принимать еще при советской власти. Если говорить об энергоемкости валового продукта в нашей стране, то она одна из самых высоких в мире. Реализация мероприятий по энергосбережению позволит высвободить такой объем энергомощностей, который по своим масштабам сопоставим с параметрами инвестиционных программ генерирующих компании страны. Что касается участия «Тольяттинского Трансформатора» в таких программах, то здесь присутствуют две составляющие. С одной стороны, мы как хозяйствующий субъект оптимизируем свои затраты, в т.ч. и энергозатраты. И здесь за последние 5 лет были сделаны значительные шаги.

Во-первых, наше предприятие осуществило комплекс мероприятий по энергосбережению, что позволило сократить потребление тепловой энергии в 2,5 раза по сравнению с 2005 г. Во-вторых, мы готовим проект по полной модернизации системы электроснабжения. В частности, по изменению системы освещения предприятия с переходом на светодиодные светильники. Поскольку это большая часть потребления, то от реализации этих мероприятий ожидаем снижение энергозатрат до 30%.

С другой стороны, мы, как производители электротехнического оборудования, пытаемся решать проблемы по снижению потерь от эксплуатации трансформаторов еще на стадии их проектирования и изготовления: меняем подходы к конструкции трансформатора и технологии производства, что позволяет снизить потери холостого хода на 25-30%.

К сведению, если сейчас заменить весь устаревший парк трансформаторов, действующий на данный момент в нашей стране, на трансформаторы нового поколения, то экономия на потерях будет сопоставима с вводом новых энергомощностей порядка 11,7 млн. кВт.

- Насколько серьезно экономический кризис оказал влияние на перспективы реализации мероприятий, связанных с энергосбережением?

- Этот год стал для предприятий энергетического машиностроения достаточно сложным. Причины снижения объемов заказов очевидны. Оно связано с тем, что и генерация, и магистральные, и распределительные сети резко сократили свои расходы по инвестиционным программам. В отдельных случаях – здесь я имею в виду распределительные сети — падение заказов можно было наблюдать на уровне 70-80%. На этом фоне выделяется Волжская ТГК, которая не свернула свои инвестиционные программы и у нее появляются все новые и новые объекты. Естественно, это положительный фактор для развития машиностроительного комплекса региона. Мы, в частности, принимаем участие в поставке трансформаторного оборудования для объектов ОАО «ФСК ЕЭС». География поставок обширна — Амурская, Ульяновская, Ростовская области, Приморский край, Республика Мордовия, Красноярский край. Мы надеемся, что это сотрудничество будет только развиваться. Ведь это возможность сохранять рабочие места, увеличивать поступления налогов в бюджет. Но в данном вопросе очень важно еще и понимание правительства области, его готовность поддерживать и продвигать данное направление.

Единственная проблема, которая сейчас серьезно беспокоит, — это проникновение на российский рынок электротехнического и энергетического оборудования зарубежных производителей: китайских, корейских и украинских компаний, которые за счет достаточно агрессивной демпинговой политики пытаются потеснить отечественного производителя. Но здесь нужно не забывать, что отечественный производитель — это все-таки поступления в бюджет Российской Федерации и обеспечение рабочими местами российских компаний.