Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №42 (306) | 7 декабря 2009г.
 

Вторая жизнь автопрома

Авторециклинг поможет решить социальные проблемы

Иван Григорьев

На прошедшем в минувшую неделю III Межрегиональном экономическом форуме «Самарская инициатива: кластерная политика — основа инновационного развития национальной экономики» одной из главных тем обсуждения стал авторециклинг. Эта программа, предложенная правительством РФ и разработанная для нынешних условий, направлена на переработку и утилизацию автомобилей, отработавших свой срок. При этом предполагается, что владелец не просто будет сдавать свое авто на переработку, но и получит сертификат, по которому новый автомобиль отечественного производства можно будет приобрести со скидкой в 50 тыс. р.

В рамках форума прошла научно- практическая конференция. Модератором темы «Инновационные решения проблемы вторичных ресурсов. Предпосылки и условия формирования кластеров по переработке вторичных ресурсов» выступил министр природных ресурсов правительства Самарской обл. Дмитрий Азаров. Данная тема касалась авторециклинга, т.е. переработки автотранспорта, сдаваемого на утилизацию. О реализации этой темы, а также основных целях Азаров рассказывал ранее (см. «Хронограф» №41 (305) от 30.11.09) на заседании расширенного политического совета Самарского регионального отделения партии «Единая Россия» (СРО ЕР).

«Эта идея была предложена руководству АВТОВАЗа и поддержана им. Вопрос обсуждался с губернатором Владимиром Артяковым и с президентом АВТОВАЗа Игорем Комаровым. Для реализации проекта есть все условия: квалифицированные руки, энергетические мощности, производственные площадки, где это можно и разумно делать.

Надеюсь, эта идея получит развитие, и уже в 2010 г. начнут создаваться какие-то опытные производства», — прокомментировал Дмитрий Азаров.

Кроме того, на форуме были заложены предпосылки и реализованы инновационные подходы для создания кластера переработки вторичных ресурсов. Ресурсный потенциал только нашего региона оценивается специалистами в сумме свыше 3,5 млрд.р.

Суть программы авторециклинга не только в организации переработки отработавших свой срок транспортных средств, но и в поддержке регионального автопрома. Правда, здесь существует одно условие, согласно которому автомобиль, сдаваемый на утилизацию, не должен быть произведен более 10 лет назад. Кроме того, правительство заранее перекрыло доступ для тех. кто захочет предпринять попытки нажиться на подобной программе. При сдаче авто в утиль первое, на что будут обращать внимание, это когда именно было приобретено транспортное средство. Т.е. у предприимчивых граждан не получится купить рухлядь за бесценок и тут же сдать ее, получив сертификат на 50 тыс. р. Для добросовестных граждан данный сертификат станет скидкой при покупке нового автомобиля, собранного на территории РФ. Как ранее отмечал Дмитрий Азаров, подобная программа действует на территории Германии и приносит неплохие результаты.

Реализация авторециклинга на территории Самарской обл. поможет решить не только проблему обращения с отходами. Создание площадки по переработке на территории Тольятти позволит дополнительно создать рабочие места, что в условиях нынешней ситуации с безработицей сыграет немаловажную роль в стабилизации и снятии социальной напряженности.

Несмотря на посткризисный период партнеры Самарской обл. оценивают потенциал региона в области автомобилестроения как довольно мощный. В частности, об этом свидетельствует и участие области в проекте сети автомобильных кластеров NEAC.

По заключению европейских экспертов, все три основных компонента проекта, нацеленных на конкретную деятельность, дали хорошие результаты. В сравнении с другими регионами-партнерами NEAC — Самарский автомобилестроительный регион по суммарным характеристикам выглядит одним из лучших.

Комментарии

Дмитрий АЗАРОВ, министр природных ресурсов правительства Самарской обл.

- Проект предусматривает, с одной стороны, решение экологической проблемы и разработку четких регламентов и порядка утилизации старых автомобилей. С другой стороны, поскольку за сданный старый автомобиль полагается премия в размере 50 тыс. р., проект направлен на оживление рынка автомобилей в России. Подобный опыт успешно применялся в Германии, США и в других развитых странах. Проанализировав проект постановления и составив свои предложения по нему, мы увидели, что на сегодняшний день предприятий, полностью соответствующих критериям, заложенным в данном проекте постановления, на территории субъектов Федерации нет, кроме одной области — Самарской — и АВТОВАЗа.