Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №42 (306) | 7 декабря 2009г.
 

Халява от Халястова

Арендаторы жигулевской горбольницы не платят даже копеечной аренды

Татьяна Никонорова

На прошлой неделе стали известны подробности предоставления в аренду имущества МУЗ «Центральная городская больница г.о. Жигулевск» (ЦГБ). В Жигулевске есть несколько юридических лиц, которые годами, формально имея крайне низкую арендную плату, почти даром пользуются муниципальным имуществом. Об этом стало известно благодаря проверке КСП Думы г.о. Жигулевск (ЖГД). Наличие таких арендаторов на корню разрушает реноме «эффективного менеджера и оптимизатора», с которым нынешний главврач МУЗ ЦГБ г.о. Жигулевск Игорь ХАЛЯСТОВ (на фото) призывался из Тольятти.

Вскрыли факты

27 ноября был озвучен отчет КСП ЖГД по результатам проверки МУЗ ЦГБ по поступлению и использованию средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности за 2008 г. Сама проверка проводилась с 18 мая по 18 июня 2009 г. Сотрудники КСП ЖГД проверяли факт оказания платных медицинских услуг и обоснованность тарифов.

КСП также проверила условия предоставления в аренду муниципальной собственности. Муниципальное имущество, используемое МУЗ ЦГБ г.о. Жигулевск, передано больнице в оперативное управление на основании договора №203 от 20 декабря 2006 г. В основном это нежилые помещения, которые в т.ч. сдаются под оказание частных медицинских услуг и размещение аптечных пунктов. В перечень нежилых зданий и помещений, переданных в оперативное управление МУЗ ЦГБ, входит 44 объекта, включая здания, гаражи, склады и т.д. Балансовая стоимость всех этих объектов составляет 297 млн.р., остаточная стоимость — 251 млн.р. Несмотря на столь крупный имущественный комплекс, получать доход от его эксплуатации в МУЗ ЦГБ не могут.

Согласно генеральному разрешению МУЗ ЦГБ может сдавать в аренду недвижимое имущество. В результате сейчас имеется несколько договоров аренды площадей, преимущественно с аптеками и аптечными сетями. Все они заключены были еще в бытность главным врачом МУЗ ЦГБ депутата ЖГД Владимира Волошина. И хотя с 2008 г. полномочия главврача возложены на тольяттинца Игоря Халястова, ситуация с пополнением бюджета деньгами за счет аренды больничного имущества кардинально не улучшилась. Хотя, по оценкам коллег Халястова, сдавать площади больницы в аренду аптечным сетям может быть очень выгодным делом.

Руководитель департамента здравоохранения мэрии г. Тольятти Александр Изосимов рассказал о преимуществах организации аптечных пунктов в лечебных учреждениях. «Плюсы от такой организации аптек, безусловно, есть. Во-первых, это, конечно, то, что каждый пациент, выходя от врача, сразу же может купить нужное лекарство. Во-вторых, обеспечение лекарственными средствами льготников. В-третьих, больницы могут пополнять таким образом свой бюджет», — поделился своими соображениями Изосимов.

Бесплатная аренда

То, что в Жигулевске пытаются за счет этого источника пополнять бюджет городской больницы, представляется маловероятным. Сейчас договоры аренды заключены с несколькими юридическими лицами. Это ООО «Левзея», ООО «Парамита», ООО «Аптека» и ОАО «Фармбокс». При этом МУЗ ЦГБ г.о. Жигулевск сдает в аренду 9 нежилых помещений. Одно из них занимает ООО «Парамита» с массажным салоном. В трех других располагаются аптечные пункты ООО «Левзея».

В двух нежилых помещениях находятся пункты ООО «Аптека». ОАО «Фармбокс» арендует площади под три аптечных пункта.

Арендная плата при этом поражает своей условностью. Цена аренды помещения, на котором располагается весь аптечный пункт, колеблется от 500 р. в месяц до 3,6 тыс.р. В результате за все свои помещения ОАО «Фармбокс» должно ежемесячно вносить всего 6,3 тыс.р., ООО «Левзея» должно ежемесячно вносить 6,5 тыс.р. У ООО «Аптека» ежемесячная арендная плата составляет только 2,5 тыс.р. Таким образом, от сдачи в аренду 9 аптечных пунктов МУЗ ЦГБ г.о. Жигулевск может ежемесячно заработать не более 19 тыс.р.

Один из респондентов «Хронографа», узнав об уровне арендной платы за помещения в ЦГБ Жигулевска, ограничился эмоциональной репликой: «Этого просто не может быть. Это невероятно. Так быть не должно». Но даже эти весьма скромные суммы в бюджет МУЗ ЦГБ г.о. Жигулевск поступают с существенными перебоями. При этом задолженностей перед ЦГБ не имеет только «Парамита».

Проверка КСП ЖГД установила следующие факты. На 1 января 2009 г. арендаторы имели задолженность перед МУЗ ЦГБ: «Левзея» -80 тыс.р., «Фармбокс» — около 58 тыс.р., а ООО «Аптека» -более 110 тыс.р. В отчете КСП ЖГД говорится о том, что акты сверки между сторонами не подписаны, оплата арендаторами не произведена и по настоящее время.

Следует отметить, что в смете доходов и расходов МУЗ ЦГБ в 2008 г. доходы от сдачи в аренду отражены в разделе «Прочие поступления», а не выделены отдельной строкой, что является нарушением ст. 42 Бюджетного кодекса РФ.

Эксперты «Хронографа» предполагают, что некорректное отображение доходов от сдачи в аренду муниципального имущества может быть не случайным. Это может маскировать как сам факт низкой стоимость аренды, так и факт задолженности по оплате аренды.

В данном случае настораживает не только крайне низкая цена арендованных площадей, но и работа с дебиторской задолженностью. Даже по самым приблизительным подсчетам, ООО «Аптека», чтобы накопить долг в 110 тыс. р., должно было бы не оплачивать аренду на протяжении 3,7 года. ООО «Фармбокс» — 9 месяцев. ООО «Левзея» — 12 месяцев.

Если посмотреть на должников повнимательнее, то в случае с ООО «Аптека», долг, скорее всего, даже не удастся взыскать. Уставный капитал ООО «Аптека» составляет всего 10 тыс.р. Согласно данным ЕГРЮЛ, учредителями «Аптеки» являются Юрий Малеванный и Татьяна Овсянникова. Овсянникова, кстати, работала директором тольяттинского МУП «Кинотеатр «Космос» вплоть до его ликвидации. Вверенное сейчас Овсянниковой предприятие — ООО «Аптека» — из года в год демонстрирует чистый убыток. В 2009 г. «Аптека» вошла с убытком в 85 тыс.р. Самый большой убыток — 347 тыс.р. «Аптека» продемонстрировала на конец 2004 г. В целом представляется совершенно непонятным, как эта организация еще существует.

Бедственные арендаторы

Не менее странное положение и у ООО «Левзея». Учредителем «Левзеи», по данным ЕГРЮЛ, является Светлана Барабанщикова. Компания также из года в год демонстрирует убытки и также обладает минимально необходимым для регистрации уставным капиталом в 10 тыс. р. Так что задолженность с этого предприятия также взыскать вряд ли удастся.

В случае если факт столь неэффективной работы по сдаче площадей больницы в аренду станет предметом общественной дискуссии, Игорю Халястову, скорее всего, не удастся сохранить имидж эффективного менеджера, с которым его призывал из Тольятти мэр Жигулевска Александр Курылин.

Несмотря на то что проверка деятельности МУЗ ЦГБ за2008 г. проводилась с 18 мая 2009 г. по 18 июня 2009 г., работа по истребованию дебиторской задолженностью на тот момент даже не начиналась. Ни актов сверки, ни претензионных писем, свидетельствующих о намерении МУЗ ЦГБ взыскать задолженность на момент проверки, не наблюдалось и не наблюдается.

И хотя договоры аренды подписывал Владимир Волошин, и арендаторы, по сути, достались Халястову фактически в наследство от Волошина, ему как главному врачу не возбранялось добиваться пересмотра условий договоров. По словам самого Волошина это был вполне реализуемый вариант для Халястова. Также главврачу не возбранялось инициировать процесс взыскания с нерадивых арендаторов задолженности. Или расторгнуть договоры аренды, которые арендаторами не исполняются. Однако ни то, ни другое, ни третье по-настоящему не делается.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Владимир ВОЛОШИН, депутат ЖГД, экс-главный врач МУЗ ЦГБ г.о. Жигулевск

- Вы знаете, раньше все договоры по аренде площадей, любых, во всех учреждениях здравоохранения, осуществлял комитет по имуществу городской администрации. А буквально последние два года такое право заключения договоров было передано непосредственно в администрацию больницы. С 2008 г. администрация больницы сама имеет право заключать договоры, а уж арендная плата рассчитывается специалистами ЦГБ. Сейчас эти ставки разрабатываются теми, кто заключает такие договоры. Они и раньше разрабатывались в ЦГБ и представлялись в комитет по имуществу, а уж комитет по имуществу заключал договоры на аренду. Заключал или не заключал, а уж от нас требовалось только формальное согласие или несогласие.

- Почему не расторгнуть договоры аренды, которые все равно не выполняются?

- Я не могу это прокомментировать. Видимо, арендодатели входят в бедственное положение арендаторов и не взимают арендную плату. Либо арендодателю попросту не нужны эти деньги, поэтому он за них и не борется. Других интерпретаций происходящего я не вижу.