Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №42 (306) | 7 декабря 2009г.
 

В тисках

Тольяттинская криминальная милиция взялась за «Наше дело»

Михаил Куракин

10 декабря в мировом суде в Самаре состоится очередное судебное заседание по иску УФНС по Самарской обл. о привлечении к административной ответственности председателя профсоюза работников ООО «Тольяттикаучук» (ТС) «Наше дело» Владимира ЖИЛЬЧЕНКО (на фото). В УФНС считают, что он создал организацию с нарушением законодательства. УФНС сформировало свои претензии на основании материалов криминальной милиции. Однако 1 декабря в ходе первого судебного заседания от данных ранее милиции показаний официально отказался один из соучредителей профсоюза Андрей ЛОМЕЙКО. Свою позицию он объяснил якобы оказываемым на него со стороны милиции давлением.

Примерно месяц назад сотрудник оперативно- розыскной части (ОРЧ) криминальной милиции (КМ) по линии уголовного розыска №4 ГУВД Самарской обл. с дислокацией в г. Тольятти Вячеслав Козлов направил в УФНС по Самарской обл. справку о том, что, по имеющимся у него сведениям, независимый профсоюз «Наше дело» был учрежден якобы с нарушением. Справка оформлена на основании опроса троих из десяти соучредителей профсоюза: Михаила Широбокова, Андрея Ломейко и Михаила Молозовенко. В ходе опроса Козлов установил, что все трое якобы не имеют отношения к созданию профсоюза. В показаниях опрошенных фигурирует одна и та же фраза: «Каким образом я оказался в списках учредителей профсоюза «Наше дело», я не знаю. Ни на одном из заседаний профсоюза «Наше дело» я не был, никакие бумаги не подписывал, ни в каких собраниях и голосованиях я не участвовал. Ни в каких собраниях по учреждению профсоюза я не участвовал».

УФНС по Самарской обл., получив справку Козлова, обратилось в мировой суд г. Самары, по месту своего нахождения. По версии тольяттинских криминалистов и областных налоговиков, действия Владимира Жильченко подпадают под п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ. Однако странным выглядит тот факт, что в справке, направленной Козловым в УФНС по Самарской обл., не было отражено мнение самого Жильченко. Хотя ранее Козлов встречался с Жильченко, задавал ему вопросы. В данном случае информацию, представленную в справке, можно расценить как весьма однобокую.

1 декабря состоялось первое судебное заседание по иску УФНС. На заседание явился только ответчик в лице соучредителей профсоюза.

«Нам было странно, что ни истец в лице налоговиков, ни третье лицо -сотрудники КМ не явились на заседание. Вроде бы они пытаются нас «разоблачить». Провели, как они сами считают, большую работу. Но отсутствие их на суде выглядело совершенно нелогично», — прокомментировал ситуацию Владимир Жильченко. В неформальной беседе с корреспондентом «Хронографа» сотрудники КМ заявили, что причиной их неявки стало ненадлежащее извещение о заседании суда. Однако, как выяснилось позже, о произошедшем на суде им стало известно очень быстро.

На заседании суда один из соучредителей отказался от данных Козлову показаний, заявив в суде, что в ходе опроса на него было оказано давление.

А уже 2 декабря, на следующий день после судебного заседания, к нему домой пришел ведущий специалист отдела собственной безопасности ТК Игорь Яшин в сопровождении Вячеслава Козлова. Это выглядит весьма странным. Ведь сотрудники КМ не присутствовали на заседании суда. Несмотря на свою неявку в суд, Козлов, судя по всему, пристально следил за прошедшим процессом. Странным также выглядит и факт присутствия Яшина, ведь официально ТК не имел к этому судебному процессу никакого отношения. «Нас не удивил визит Яшина и Козлова к соучредителю профсоюза. Но почему-то КМ, вместо того чтобы ловить по городу экстремистов, опрашивает с пристрастием пенсионеров», — отметил Владимир Жильченко.

Хотя при более внимательном изучении ситуации мотивы администрации ТК здесь усмотреть можно. Благодаря своевременным сигналам членов профсоюза «Наше дело» прокуратуре Центрального р-на, инспекции по труду, Ростехнадзору и Роспотребнадзору неоднократно удавалось своевременно выявлять и пресекать некоторые нарушения в действиях ТК, в т.ч. законодательстве о промышленной безопасности.

Профсоюз выпускает собственную газету, регулярно общается со СМИ, весьма плотно работает с контролирующими органами, находится в тесном взаимодействии с другими независимыми профсоюзами, например с профсоюзом работников ОАО «АВТОВАЗ» «Единство». Ведет полноценную официальную публичную деятельность. Вполне логично, что подобная деятельность профсоюза не могла вызывать восторга у руководства ТК. В беседе с корреспондентом «Хронографа» Владимир Жильченко также отметил: «Тот факт, что Яшин и Козлов стали работать в тандеме, подтвердил наши подозрения о прямой заинтересованности ТК в данном административном процессе. Козлов же, по моему мнению, явившись к учредителю с Яшиным, подтвердил свою взаимосвязь с ТК, о которой мы и раньше догадывались».

4 декабря председатель профсоюза «Наше дело» Владимир Жильченко направил в адрес прокурора г. Тольятти Константина Зайцева и прокурора Самарской обл. Юрия Денисова жалобу на действия КМ. «Администрация предприятия, противодействуя законной деятельности профсоюза, оказывала воздействие на отдельных членов профсоюза вплоть до их незаконного увольнения... В настоящее время к оказанию давления на профсоюзную организацию подключилась ОРЧ КМ по линии уголовного розыска №4 ГУВД Самарской обл. с дислокацией в  г. Тольятти... Сотрудники ОРЧ-4 проводят в отношении профсоюза «Наше дело» незаконные оперативно-розыскные мероприятия в нарушение закона «Об оперативно-розыскной деятельности». По сути, сотрудники милиции отрабатывают заказ администрации ТК, принимают участие в незаконной борьбе администрации ТК с «неудобным» профсоюзом, который в соответствии с законом защищает права трудящихся, препятствуя массовым увольнениям в период экономического кризиса. Под видом оперативно-розыскных мероприятий сотрудники ОРЧ-4 оказывают давление на учредителей профсоюза «Наше дело», — говорится в жалобе Владимира Жильченко. О какой-то реакции прокуратуры говорить пока рано. Однако, по мнению членов профсоюза, она должна последовать.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.