Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (298) | 12 октября 2009г.
 

Научат зарабатывать

Адамову, Моглячеву и Тархову указали на перерасход средств

Илья Круговой

Губернатор Самарской обл. Владимир АРТЯКОВ на совещании с главами Волжского и Красноярского р-нов, а также главой Самары рекомендовал пересмотреть расходы на содержание органов местного самоуправления. Эта рекомендация вызвана тем, что в указанных муниципальных образованиях превышены предельные нормативы расходов на содержание органов местного самоуправления. Сегодня уже ясно, что главы скорее будут изыскивать дополнительные резервы на содержание, чем сокращать аппарат служащих.

Поставили точку

В ходе одного из недавних совещаний губернатора с главами муниципалитетов до мэра Самары Виктора Тархова, главы Волжского р-на Александра Адамова и главы Красноярского р-на Владимира Моглячева была доведена информация о необходимости пересмотра норм расходов на содержание подконтрольных им структур. Поводом для этого послужило то, что Министерство управления финансами Самарской обл. было вынуждено приостановить выделение межбюджетных трансфертов, т. е. всех дотаций и субсидий из областного бюджета ряду муниципальных образований, в число которых попали указанные территориальные единицы.

Как говорилось на совещании, значительные расходы на содержание органов местного самоуправления зачастую приводят к завышенной потребности в финансовой помощи из бюджета другого уровня, т. е. для получения финансовой помощи муниципалитету необходимо соблюдать нормативы. Министр управления финансами Самарской обл. Павел Иванов (на фото) в качестве примера привел ситуацию со строительством станции метро «Алабинская». «Самара заявляет о неспособности местного бюджета по завершению строительства станции при одновременном превышении нормативного размера расходов на содержание органов местного самоуправления на 580 млн. р. в год. Эта сумма на 46% превышает предельные нормативы», — отметил Иванов.

В администрации Самары по данному поводу сообщили, что на 2010 г. в бюджете города на строительство станции «Алабинская» запланированы ассигнования в размере 2,63 млн. р. Если сопоставить сумму, на которую был превыше норматив, с суммой средств на метро, то невольно напрашивается вывод, что мэрия Самары скорее будет изыскивать дополнительные средства на содержание аппарата, чем на достройку станции метрополитена.

Из-за вынужденной приостановки выделения межбюджетных трансфертов Самара может недополучить в общей сложности около 519 млн. р. из областного бюджета, в т. ч. субсидии на сумму 381 млн. р. на капитальный ремонт дорог.

Отделались формальностью

Губернатором было рекомендовано принять меры по дальнейшему сокращению расходов на содержание органов местного самоуправления и по выявлению дополнительных резервов доходов местного бюджета. Не исключено, что губернатор имел в виду также и сокращение штатов госслужащих, если дополнительных источников изыскать не удастся.

Впрочем, если судить по ответам глав районов и мэрии Самары, которые они предоставили «Хронографу», то подобная перспектива вряд ли ими рассматривается всерьез.

В числе мер по изысканию дополнительных источников дохода в бюджет глава Волжского р-на Александр Адамов в своем ответе на запрос «Хронографа» назвал снижение корректирующего коэффициента К-2 для отдельных видов деятельности. По мнению Адамова, это позволит увеличить численность предпринимателей в районе, от которых зависит поступление налогов в бюджет. Что касается мероприятий по оптимизации расходов, то, по словам Адамова, таковые уже проведены. В их числе глава Волжского р-на назвал сокращение фонда оплаты труда, но подчеркнул, что сокращение произошло за счет стимулирующих надбавок. При этом на какую именно часть были сокращены фонды и какую часть составляют стимулирующие надбавки, Адамов не уточнил.

Что касается мер, принимаемых в мэрии Самары, то, если судить по официальному ответу на запрос «Хронографа», практически все они направлены на ужесточение собираемости налогов. В частности, говорится о таких мерах, как проверки налогоплательщиков, осуществляющих на территории города предпринимательскую деятельность. Отдельно можно вспомнить недавнее высказывание главы Самары Виктора Тархова о том, что неплательщиков по услугам ЖКХ будут выселять из квартир. Хотя как именно это повлияет на повышение сбора платежей, непонятно, скорее юридический отдел администрации погрязнет в судебных исках. Причем предстоящий год в Самаре предвыборный и вряд ли городские власти решатся на непопулярные меры.

Примечательно, что в официальном ответе мэрии ничего не говорится и о создании благоприятных условий для тех же предпринимателей. В Волжском р-не при работе над бюджетом 2010 г. принято решение о замораживании размеров арендной платы на уровне 2009 г. В Самаре, видимо, решили пойти от обратного, т. к. ряд организаций уже получил уведомления о расторжении договора об аренде в одностороннем порядке. Кроме того, говорится об ужесточении мер контроля над налогоплательщиками в сфере общественного питания, услуг и розничной торговли, в т. ч. и на рынках. Правда, при этом ни словом не упоминается про места стихийной торговли, доходы от которых вообще уходят в неизвестном направлении.

Неиспользованный потенциал

Отдельно можно добавить, что на совещании с губернатором Виктору Тархову было поручено обеспечить принятие безотлагательных решений по приведению расходов на содержание органов местного самоуправления в соответствие с утвержденными нормативами, а также разработать план мероприятий по устранению нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов. Глава Самары согласился с критикой и отметил, что до конца года все имеющиеся нарушения будут устранены, а в 2010 г. предельные нормативы расходов на содержание органов местного самоуправления превышены не будут.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что бремя расходов на содержание органа местного самоуправления, скорее всего, с нового года ляжет на плечи предпринимателей и физических лиц.

Особо стоит отметить, что Волжский и Красноярский р-ны являются своеобразным пригородом Самары. Именно на территории населенных пунктов этих районов большое количество самарских бизнесменов предпочитают регистрировать свои фирмы, соответственно, здесь они стоят на налоговом учете. По количеству зарегистрированных коммерческих организаций эти районы являются в Самарской обл. своеобразными лидерами. Помимо этого, в силу близости к Самаре и к побережьям рек Волги и Сок, земли этих районов имеют достаточно высокую стоимость, пользуются спросом у инвесторов. Соответственно, это может являться дополнительным источником для пополнения бюджета. Хотя, как показывает практика, в данном вопросе не всегда у властей хватает административной воли для привлечения максимального количества средств от реализации земельных участков. На этом фоне реакция губернских властей выглядит вполне логичной.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Александр АДАМОВ, глава Волжского р-на Самарской обл.

- Действительно, в силу объективных причин произошло превышение норматива на содержание органов местного самоуправления Волжского р-на. Но уже сегодня проведены мероприятия по оптимизации расходов, такие как сокращение фонда оплаты труда за счет стимулирующих надбавок, сокращение затрат на ремонт и содержание помещений, автотранспорта и приобретение основных средств. В результате на 30-50% произведено сокращение смет расходов администрации района и ее структурных подразделений. Что касается сокращения численности служащих или понижения денежного содержания, то пока такие выводы преждевременны.

Андрей ИМУКОВ, начальник управления информации и аналитики администрации г. о. Самара

- В целях увеличения поступления налога на доходы физических лиц в бюджет, являющегося самым значимым доходным источником (59%), совместно с налоговыми органами проводятся заседания по легализации «теневой» части заработной платы. На заседаниях заслушиваются руководители предприятий и организаций, выплачивающие зарплату ниже среднего уровня по виду экономической деятельности. Проводятся мероприятия по выявлению физических лиц, получающих доходы от сдачи в аренду жилья и нежилых помещений, с последующим их привлечением к необходимости декларирования полученных доходов.

Владимир МОГЛЯЧЕВ, глава Красноярского р-на Самарской обл.

- Исполнение расходов на содержание органов местного самоуправления за первое полугодие 2009 г. было в пределах нормативов. В целях недопущения нарушения предельных нормативов по расходам на содержание в дальнейшем решением собрания представителей м. р. Красноярский от 21 августа внесены изменения в бюджет района и плановые назначения приведены в соответствие с фактическим исполнением.