Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (298) | 12 октября 2009г.
 

Арбитражная эпопея

В ходе банкротства РАТ-Т мэрия пытается вернуть имущество

Евгения Андросова

6 октября состоялось очередное судебное заседание арбитражного суда по делу №А55-9301/2009 о признании ОАО «РегионАвтоТранс- Тольятти» (РАТ-Т) несостоятельным (банкротом). По сути, единственным имуществом РАТ-Т является имущество МП «ТПАТП-1», которым мэрия обеспечила свою долю в РАТ-Т при его создании в 2006 г. В ходе судебного разбирательства мэрия пытается вернуть это имущество. Иначе она рискует потерять значительное количество недвижимости и земли.

РАТ-Т выступает в деле о банкротстве в качестве инициатора процедуры банкротства. 15 мая руководство компании обратилось в арбитражный суд. Из представленных документов видно, что основные средства составили 184,6 млн. р., дебиторская задолженность предприятия — 25 млн. р., кредиторская -583,9 млн. р., арендованные основные средства — 127,7 млн. р.

С заявлением о включении в реестр требований кредиторов на текущий момент обратились МП «ТПАТП-1», ОАО «ВТБ-Лизинг», ООО «Мега Ойл Сервис», ООО «Газпром трансгаз Самара», МП «Тольяттинское пассажирское АТП-3», МРИ №2 УФНС по Самарской обл.

Подача заявления о банкротстве совпала с тем, что 15 мая предприятие полностью прекратило работы по доставке рабочих ОАО «АВТОВАЗ». Его графики были перераспределены между тольяттинскими МП «ТПАТП-3» и МП «ТТУ» (см. «Хронограф» №21 (285) от 08.06.09).

Примечательно, что РАТ-Т был создан в 2006 г. именно для решения проблемы доставки вазовских рабочих. При этом в новое акционерное общество мэрия вошла имуществом ликвидируемого МП «ТПАТП-1» (49%). Вторым акционером стал ЗАО «УК РегионАвтоТранс» (УК PAT) (51%) (см. «Хронограф» №6 (125) от 27.02.06).

Свою долю УК PAT оформил в виде поставки подвижного состава по лизинговой схеме. В декабре 2006 г. РАТ-Т заключил с ОАО «ВТБ-Лизинг» 12 договоров лизинга на поставку 196 автобусов «ЛиАЗ». Сумма контракта составила порядка 1,5 млрд. р. По информации пресс-службы, ВТБ-Лизинг, РАТ-Т на протяжении более 12 месяцев не выполнял договорных обязательств. Задолженность РАТ-Т к концу июня 2009 г. превысила 400 млн. р. (см. «Хронограф» №22 (286) от 22.06.09).

ВТБ-Лизинг выставлял РАТ-Т требования о возврате задолженности
ВТБ-Лизинг выставлял РАТ-Т требования о возврате задолженности

При этом с февраля 2009 г. РАТ-Т пытается через Самарский арбитражный суд признать все 12 договоров лизинга недействительными. Суд первой инстанции ни один иск не удовлетворил. Обращение в высшие инстанции также не принесло желаемого для РАТ-Т результата. Судопроизводства по некоторым кассационным и апелляционным жалобам идут до сих пор. При этом иски ВТБ-Лизинг к РАТ-Т в части возврата задолженности по договорам лизинга Московский арбитражный суд удовлетворил.

Вероятно, уже в мае руководство РАТ-Т поняло безнадежность исков о признании договоров лизинга недействительными, что также могло послужить причиной его обращения в суд с заявлением о банкротстве.

Примечательно, что в начале лета появилась информация о том, что мэрия хочет выйти из состава акционеров РАТ-Т из-за проблем в финансовой деятельности компании. По данным Росстата, уставный капитал общества составляет 199,9 млн. р. О том, что намерение мэрии вполне серьезно, может свидетельствовать исковое заявление ТПАТП-1 к РАТ-Т, в котором истец просит применить последствия недействительности ничтожной сделки — договора о создании ОАО «РАТ-Т» в части передачи имущества ТПАТП-1 на баланс РАТ-Т в счет оплаты акций. Это группа нежилых зданий, контрольно-пропускной пункт, мойка автомашин, очистные сооружения. Основная масса объектов расположена по адресу: Южное шоссе, 22. А также диспетчерский пункт «КВЦ» (Южное шоссе, 151) и диспетчерский пункт «ПТО» (ул. Северная, 50).

При этом УК РАТ-Т тоже хочет заполучить свою долю имущества от фактически разваливающегося предприятия. Еще 30 сентября 2008 г. собранием акционеров РАТ-Т был одобрен ряд крупных сделок, которые могли привести к отчуждению имущества на сумму более 110 млн.р.

ТПАТП-1 пытается через арбитражный суд признать недействительным эти решения общего собрания акционеров. Ведь речь идет об имуществе ТПАТП-1, которое предприятие пытается вернуть.

Всего РАТ-Т фигурирует более чем в 30 текущих арбитражных делах. Количество арбитражей и усердие юристов РАТ-Т, идущих по всем инстанциям, позволяют судить о том, что эта арбитражная эпопея продлится не один год. При этом кредиторы РАТ-Т могут ничего не получить. Особенно если ТПАТП-1 удастся отменить решение общего собрания акционеров от 30 сентября 2008 г. и вернуть свое имущество. В этом случае у РАТ-Т кроме договорных обязательств по лизингу, скорее всего, больше ничего не останется.

Временным управляющим утвержден Владимир Киселев. У него уже есть опыт банкротства транспортного предприятия в Самарской обл. Киселев является конкурсным управляющим ОАО «АТП-3 г. Самары» (см. «Хронограф» №30 (294) от 14.09.09). Соучредителем АТП-3, как и в РАТ-Т, являются УК PAT и муниципалитет в лице МП. Чтобы рассчитаться по долгам за лизинг, а также перед налоговой инспекцией, конкурсный управляющий нашел единственный выход: продажа недвижимого имущества предприятия. Если та же процедура будет применена и к РАТ-Т, то мэрия в очередной раз потеряет значительное количество недвижимости, а также землю.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.