Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (298) | 12 октября 2009г.
 

Конфликт управляющих

СНТК вновь оказался в эпицентре разногласий топ-менеджеров ОДК

Иван Григорьев

Прошедшие 1 и 6 октября на полигоне в Винтае (пос. Прибрежный) показательные испытания двигателя НК-33 произвели двоякое впечатление на представителей фирмы «Аэроджет» (США), т.к. сопровождались техническими неполадками. Сразу после завершения испытаний появилась информация об эскалации давнего конфликта между заместителем генерального директора ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК) Василием ЛАПОТЬКО (на фото) и исполнительным директором ОАО «СНТК им. Кузнецова» (СНТК) Николаем НИКИТИНЫМ. Топ-менеджеры разошлись в способах управления самарским «кустом» ОДК.

О планах «Аэроджет» провести испытания советского «лунного» двигателя на Винтайском полигоне стало известно в начале сентября (см. «Хронограф» №32 (296) от 28.09.09). Представители США тогда заявляли, что «результаты проверки могут укрепить уверенность в двигателе, привлечь будущих заказчиков и начать производство НК-33 в Америке раньше запланированных сроков».

В конце прошлой недели пресс-служба ОДК прислала «Хронографу» официальный комментарий о ходе прошедших испытаний. В нем, в частности, сообщается, что «длительные огневые испытания НК-33 проводились на повышенных режимах форсирования и с увеличенным временем работы». Выяснилось, что в ходе двухдневных испытаний (1 и 6 октября) двигатель отработал суммарное время, в два раза превышающее время рабочего цикла, типичного для коммерческого ракетоносителя. Более того, все огневые испытания НК-33 проводились на уровнях, превышающих номинальный режим. Далее следует оговорка, что «на втором испытании произошла преждевременная остановка двигателя до завершения штатной программной циклограммы пуска с разрушением отдельных элементов». Сотрудники СНТК, присутствовавшие при испытаниях, рассказали, что сначала разрушился турбонасосный агрегат (ТНА), а далее произошло возгорание двигателя. Объясняя причины инцидента, они ссылаются на недостаточную подготовку расконсервированного после длительного хранения образца к испытаниям.

«Аэроджет» не намерен отступать от своих планов, — пояснил знакомый с ситуацией источник в руководстве СНТК. — Поэтому его интересуют «разбор полетов» и выводы, как предупредить возникновение подобных неполадок в будущем».

Интересно, что на следующий день, 7 октября, появилась информация об эскалации давнего конфликта между заместителем генерального директора ОДК Василием Лапотько и исполнительным директором СНТК, ОАО «Моторостроитель» и ОАО «СКБМ» (самарского «куста» ОДК) Николаем Никитиным. Якобы Никитин, не присутствовавший на испытаниях по случаю своего ухода в отпуск, доложил генеральному директору ОДК Андрею Реусу о том, что Лапотько мешает претворять в жизнь программу объединения трех самарских предприятий в одно юридическое лицо. Реус, поддавшись давлению московских покровителей Никитина, принял решение отстранить Лапотько от влияния на процесс реорганизации этих фирм.

Напомним, что указанную антикризисную программу ОДК пытается реализовать с начала прошедшего лета, однако до сих пор сколь-нибудь значительных результатов его топ-менеджерам достичь не удалось. Например, прошедшее 1 октября в форме заочного голосования внеочередное общее собрание акционеров СНТК не одобрило ни один из пунктов повестки дня. Дело в том, что по правилам основной акционер СНТК — ОАО «ОПК «Оборонпром» (контролирует более 80% акций предприятия) как заинтересованное лицо голосовать не имел права. Миноритарии — в большинстве своем представители трудового коллектива СНТК — не создали кворум в знак протеста против действий дирекции завода во главе с Никитиным. В итоге привлечение необходимого СНТК кредита на 600 млн. р. отложено на неопределенный срок. Схожие отсрочки наблюдаются и по другим пунктам антикризисного плана Реуса.

Комментируя конфликт между Никитиным и Лапотько, работники СНТК говорят об изначальной неприязни этих людей друг к другу.

«Один не поддерживал управленческие решения второго и наоборот, -поясняют источники «Хронографа». — Лапотько не сильно вмешивался в производственную деятельность СНТК, а просто координировал ее, направляя усилия коллектива в нужное русло. Никитин же хочет ликвидировать несуществующие дублирующие функции СНТК по отношению к «Моторостроителю» и делает все наперекор естественному экономическому развитию предприятия-разработчика».

Не исключено, что по мере затягивания процесса интеграции самарских двигателестроительных активов в одно неделимое ОАО в ОДК возобновилась подковерная борьба за передел сфер влияния на рынке заказов и поиск крайнего. Впрочем, пресс-секретарь Оборонпрома Илья Якушев опроверг информацию о разладе между менеджерами. «Дискуссии вокруг решения рабочих вопросов всегда имеют место. Трения в среде руководителей наших предприятий тоже в порядке вещей. Однако это не означает, что хотя бы один из них отклоняется от генеральной линии на объединение активов, провозглашенной Реусом», — резюмировал Якушев.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Анастасия ДЕНИСОВА, представитель ОДК

- Результаты испытаний детально анализируются. В то же время переговоры руководства российской и американской компаний подтвердили продолжение сотрудничества по созданию двигателя для ракеты «Таурус-2» с уточнением последующей программы работ по результатам проведенных испытаний. Целью проведения испытаний двигателя НК-33 на данном этапе является подтверждение возможностей его будущего применения.