Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №27 (291) | 27 июля 2009г.
 

Свободное плавание

Владельцам незаконных лодочных станций проще платить штрафы

Илья Круговой

В последнее время контролирующие инстанции и надзорные органы стали все чаще сталкиваться с проблемой самовольной установки причальных понтонов и дебаркадеров в прибрежной полосе рек Самары, Татьянки и Волги. Впрочем, нарушения имеются и в работе официальных лодочных станций. Прибыль от организации стоянки судов несопоставима с прибылью от автостоянок, т.к. стоимость места для катера, как правило, в разы больше, чем место для автомобиля.

По данным разных источников, в акваториях трех рек Самарской обл. — Волги, Самары и Татьянки — насчитывается более 50 лодочных станций (ЛС). Сюда не входят всевозможные причальные сооружения, дебаркадеры и понтоны, большинство из которых, как правило, устанавливаются самовольно. При этом плата за водопользование владельцами подобных объектов не вносится. По мнению экспертов, неформальным хозяевам ЛС проще платить штрафы, т.к. санкции с лихвой окупаются платой, взимаемой за предоставление места под катер летом или под его консервацию в зимний период. Наиболее распространенным нарушением со стороны владельцев причальных сооружений является самовольное увеличение количества «пауков» (мест под катер). Нередко причальное сооружение, находящееся в собственности какого-нибудь яхт-клуба, по документам рассчитано на 10-15 мест, но в реальности их количество может быть в два-три раза больше. Лишние места сдаются в аренду владельцам катеров и лодок.

По данным из разных источников, стоимость места на официальной лодочной станции может колебаться от 18 тыс. до 200 тыс. р. за сезон. Это в зависимости от габаритов судна и от того, имеется ли у владельца шкаф на территории ЛС и пользуется ли он услугами консервации судна или увозит его осенью на собственные площади. При этом за консервацию в большинстве случаев приходится платить отдельно.

О том, насколько прибыльно держать понтон или дебаркадер, можно судить уже по тому, кто числится владельцами подобных сооружений. В числе таковых совладелец аптечной сети «Имплозия» Грант Безрученко, сын экс-министра здравоохранения Самарской обл. Галины Гусаровой Алексей Гусаров, председатель совета директоров СК «Портал» Марат Мухаметшин, президент холдинга «Регион-медиа» Валерий Кокнаев, депутат Думы г.о. Самара Александр Шатохин.

В последнем случае дебаркадер, который почему-то по документам проходит как плавдача, оформлен на супругу депутата Елену Шатохину. Причальное сооружение в Куйбышевском р-не имеется и у сына депутата Антона Шатохина, у которого, как в большинстве случаев, на момент проверки со стороны прокуратуры Куйбышевского р-на отсутствовало разрешение на пользование водным объектом.

В 2008-2009 гг. в судах Самары рассматривалось несколько исков районных прокуратур к хозяевам незаконных лодочных станций и дебаркадеров. По данным прокуратуры Самарской обл., суды вынесли порядка семи решений в пользу надзорного органа о сносе незаконно установленных причальных сооружений.

Сотрудники контролирующих инстанций говорят, что на протяжении более чем десяти лет контроль за такой сферой бизнеса, как лодочные станции, практически отсутствовал. За это же время в несколько раз возросло количество лиц, владеющих маломерными судами. Впрочем, под понятие «маломерное судно» не подходят яхты и катера класса «люкс». По информации начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Самарской обл. Данилы Левичева, в суды ранее направлялось 9 исков о запрете водопользования самовольно занятыми участками водного объекта. Проверка водоохранной зоны ранее проводилась прокуратурами Ленинского, Промышленного, Кировского, Железнодорожного и Куйбышевского р-нов г. о. Самара.

Так, в Промышленном р-не Самары между 7 и 8 просеками было выявлено нарушение со стороны ООО «Парус С». По данным прокуратуры, в акватории Волги незаконно осуществлялось водопользование путем установки и эксплуатации дебаркадера и понтонов для причаливания маломерных плавательных средств. Как и в большинстве случаев, выяснилось, что у ответчика не имеется документов на право пользования водным объектом, как этого требует ст. ст. 9, 11 Водного кодекса РФ. По фактам данных нарушений прокуратура подала иск в суд, который впоследствии был удовлетворен и вступил в законную силу. В пользу прокуратур ранее судами выносились решения и по другим фактам незаконной установки причальных сооружений и дебаркадеров. Так, прокуратура Кировского р-на ранее подавала иск в отношении Гранта Безрученко и Марата Мухаметшина о сносе самовольно установленных лодочных станций, понтонов для причаливания маломерных плавательных средств и дебаркадеров (см. «Хронограф» №48 (263) от 22.12.08).

Аналогичные дела были рассмотрены в судах по искам прокуроров Ленинского р-на к ООО «Самарский Пролог» и Промышленного р-на к ООО «Наири-Волга». Судом удовлетворены три иска, заявленные прокурором Железнодорожного р-на г. Самары, к ООО «ВИС Сервис», ООО «Гранд», ООО «Аквамарин». Указанные фирмы являлись владельцами незаконных причальных сооружений. По мнению экспертов «Хронографа», искоренить подобный вид бизнеса вряд ли удастся полностью, т.к. он приносит своим владельцам весьма солидные прибыли.

Комментарии

Данила ЛЕВИЧЕВ, начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Самарской обл.

- Статьями 34 и 80 ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой ограничение, приостановление или прекращение деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, по решению суда. У ответчиков по искам не имеется соответствующих документов на объект. Ими не заключался договор водопользования. Кроме того, плата за пользование водным объектом никуда не вносилась.