Этим летом владельцы средств водного транспорта в связи с кризисом уже не могут сменить катер или яхту на новую модель, как они делали ранее каждый сезон. При этом в Самаре резко возрос спрос на винты, комплекты ТО, генераторы и навигацию, т.е. на запасные части. Многочисленные салоны по продаже новых водных транспортных средств используют разную стратегию выживания. Одни держат явно неконкурентную цену, другие дают дисконт до 30%. Но, по мнению экспертов, надеяться на восстановление прежнего спроса ранее сезона 2010-2011 г. им не приходится.
До кризиса наибольшим спросом в Самаре пользовались двухкаютные моторные яхты длиной около 40 футов, позволяющие перевозить гидроцикл на кормовой опускаемой платформе. Таких яхт в салонах в прошлом году было продано больше всего. В прошлые годы, особенно в 2006-2007 гг., спрос на яхты был сдвинут в сторону роскоши. Многие пересаживались с катеров на яхты, а владельцы последних стремились сменить плавсредство на более дорогостоящее каждый сезон. Продажа катеров была прибыльным делом, и самарские дилеры активно расширяли линейку предложений. В нынешней ситуации количество заказов сократилось практически до нуля. В докризисный период клиенты салонов начинали интересоваться новинками уже осенью. В этом году ранних заказов в большинстве салонов не было вообще. Спрос сместился прежде всего в сторону плавсредств, бывших в употреблении. Многие из владельцев желают избавиться от своего судна, причем максимально быстро. Оставшиеся пытаются сохранить то, что имеют. При этом почти в два раза увеличился спрос на запасные части для лодок, катеров и яхт. Особенно возрос спрос на винты, комплекты ТО, генераторы и навигацию. Кризис затронул все верфи, но больше всех — сегмент класса VIP. Прежде всего от кризиса пострадали бренды итальянских концернов Ferretti Group и Azimut-Benetti. Их европейские производители близки к банкротству: несколько сотен яхт находятся на складах верфей, их не приобретают даже дилеры. |  |  Актуальным становится не столько продажа, сколько обслуживание плавсредств
Уже сейчас дилеры перестали приобретать яхты и катера в салоны, купить водный транспорт во многих компаниях сейчас можно только под заказ. В большинстве салонов остались только те яхты и катера, которые не были проданы в течение предыдущего года. Дилерам не остается ничего другого, как переориентировать бизнес на обслуживание, а не на продажу. В индустрии катеров и малых судов также существуют льготные кредиты и антикризисные программы. Многие из них разработаны непосредственно производителями яхт. Но чаще всего они включают в себя не снижение конечной цены, а бесплатную установку пакетов дополнительного оборудования, что малоинтересно покупателю. В конечном счете подобное «снижение цен» для российского потребителя сводится к нулю ростом курса евро и доллара, и в действительности цены конечного продукта в рублях только растут. По замечанию экспертов, в связи с кризисом уходит в прошлое мода на гидроциклы, т.к. они эксплуатируются два-три месяца в году, а крупный налог, зависящий от мощности, платится за весь год. Также, несмотря на кризис продаж, эксперты фиксируют резкое увеличение количества регистрируемых судов. Все больше россиян предпочитают легализовывать свои катера, лодки и яхты. Это объясняется резким повышением штрафов за передвижение на незарегистрированном плавсредстве, а также за отсутствие удостоверений судоводителя и талонов техосмотра. Встреча правонарушителей с инспекторами ГИМС чревата не только финансовыми потерями, но и вероятным задержанием катера или лодки. |  | В период лета 2009 г. многим дилерам удалось несколько исправить ситуацию, продав по нескольку катеров со складов. Но каким образом продать оставшееся до следующего сезона, остается проблемой. Справка:С сентября 2008 г. значительно сократился интерес физических лиц как к приобретению, так и к страхованию маломерных судов, катеров и яхт. В 2009 г. рынок катеров может сократиться более чем на 40%. По мнению экспертов, КАСКО катеров и яхт в 2009 г. покажет 20-процентный прирост сборов страховых премий вместо ожидаемых ранее 30%. (По данным совета участников (Пула российских страховых компаний по страхованию маломерных судов, катеров и яхт»)  | Комментарии |  |
Дарья ОНУЩЕНКО, начальник департамента маркетинга ОАО «Транс-Лизинг» - Я думаю, в этом году очень сложно прогнозировать какое-либо увеличение доли рынка. Мы вынуждены пересмотреть приоритеты для инвестирования. В прошлом году мы планировали создать в Самаре верфь для строительства и продажи катеров Freeline. Но сейчас этот проект приостановлен. Пока работаем лишь по дилерской системе. Марк ЛАНЦОВ, директор ООО «ВолгаЯхт- Сервис» - В условиях экономического кризиса приобретение яхт и катеров для многих становится излишней роскошью. Снижение количества заказов на покупку водного транспорта, традиционно начавшееся еще с осени и продолжающееся до сих пор, подвергло яхтенный бизнес в Самаре реформации. Если в 2006-2007 гг. спрос на покупку яхты был сдвинут в сторону роскоши, то сейчас клиенты в первую очередь смотрят на удобство для себя и своей семьи. Покупатели стали более практично относиться к приобретению яхты или катера. |