Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №27 (291) | 27 июля 2009г.
 

Полный штиль

Самарские яхтенные компании фиксируют нулевые продажи

Илья Казаков

Этим летом владельцы средств водного транспорта в связи с кризисом уже не могут сменить катер или яхту на новую модель, как они делали ранее каждый сезон. При этом в Самаре резко возрос спрос на винты, комплекты ТО, генераторы и навигацию, т.е. на запасные части. Многочисленные салоны по продаже новых водных транспортных средств используют разную стратегию выживания. Одни держат явно неконкурентную цену, другие дают дисконт до 30%. Но, по мнению экспертов, надеяться на восстановление прежнего спроса ранее сезона 2010-2011 г. им не приходится.

До кризиса наибольшим спросом в Самаре пользовались двухкаютные моторные яхты длиной около 40 футов, позволяющие перевозить гидроцикл на кормовой опускаемой платформе. Таких яхт в салонах в прошлом году было продано больше всего. В прошлые годы, особенно в 2006-2007 гг., спрос на яхты был сдвинут в сторону роскоши. Многие пересаживались с катеров на яхты, а владельцы последних стремились сменить плавсредство на более дорогостоящее каждый сезон. Продажа катеров была прибыльным делом, и самарские дилеры активно расширяли линейку предложений.

В нынешней ситуации количество заказов сократилось практически до нуля. В докризисный период клиенты салонов начинали интересоваться новинками уже осенью. В этом году ранних заказов в большинстве салонов не было вообще. Спрос сместился прежде всего в сторону плавсредств, бывших в употреблении.

Многие из владельцев желают избавиться от своего судна, причем максимально быстро. Оставшиеся пытаются сохранить то, что имеют.

При этом почти в два раза увеличился спрос на запасные части для лодок, катеров и яхт. Особенно возрос спрос на винты, комплекты ТО, генераторы и навигацию.

Кризис затронул все верфи, но больше всех — сегмент класса VIP. Прежде всего от кризиса пострадали бренды итальянских концернов Ferretti Group и Azimut-Benetti. Их европейские производители близки к банкротству: несколько сотен яхт находятся на складах верфей, их не приобретают даже дилеры.

Актуальным становится не столько продажа, сколько обслуживание плавсредств
Актуальным становится не столько продажа, сколько обслуживание плавсредств

Уже сейчас дилеры перестали приобретать яхты и катера в салоны, купить водный транспорт во многих компаниях сейчас можно только под заказ.

В большинстве салонов остались только те яхты и катера, которые не были проданы в течение предыдущего года. Дилерам не остается ничего другого, как переориентировать бизнес на обслуживание, а не на продажу. В индустрии катеров и малых судов также существуют льготные кредиты и антикризисные программы. Многие из них разработаны непосредственно производителями яхт. Но чаще всего они включают в себя не снижение конечной цены, а бесплатную установку пакетов дополнительного оборудования, что малоинтересно покупателю. В конечном счете подобное «снижение цен» для российского потребителя сводится к нулю ростом курса евро и доллара, и в действительности цены конечного продукта в рублях только растут.

По замечанию экспертов, в связи с кризисом уходит в прошлое мода на гидроциклы, т.к. они эксплуатируются два-три месяца в году, а крупный налог, зависящий от мощности, платится за весь год. Также, несмотря на кризис продаж, эксперты фиксируют резкое увеличение количества регистрируемых судов. Все больше россиян предпочитают легализовывать свои катера, лодки и яхты. Это объясняется резким повышением штрафов за передвижение на незарегистрированном плавсредстве, а также за отсутствие удостоверений судоводителя и талонов техосмотра. Встреча правонарушителей с инспекторами ГИМС чревата не только финансовыми потерями, но и вероятным задержанием катера или лодки.

В период лета 2009 г. многим дилерам удалось несколько исправить ситуацию, продав по нескольку катеров со складов. Но каким образом продать оставшееся до следующего сезона, остается проблемой.

Справка:

С сентября 2008 г. значительно сократился интерес физических лиц как к приобретению, так и к страхованию маломерных судов, катеров и яхт. В 2009 г. рынок катеров может сократиться более чем на 40%. По мнению экспертов, КАСКО катеров и яхт в 2009 г. покажет 20-процентный прирост сборов страховых премий вместо ожидаемых ранее 30%.

(По данным совета участников (Пула российских страховых компаний по страхованию маломерных судов, катеров и яхт»)

Комментарии

Дарья ОНУЩЕНКО, начальник департамента маркетинга ОАО «Транс-Лизинг»

- Я думаю, в этом году очень сложно прогнозировать какое-либо увеличение доли рынка. Мы вынуждены пересмотреть приоритеты для инвестирования. В прошлом году мы планировали создать в Самаре верфь для строительства и продажи катеров Freeline. Но сейчас этот проект приостановлен. Пока работаем лишь по дилерской системе.

Марк ЛАНЦОВ, директор ООО «ВолгаЯхт- Сервис»

- В условиях экономического кризиса приобретение яхт и катеров для многих становится излишней роскошью. Снижение количества заказов на покупку водного транспорта, традиционно начавшееся еще с осени и продолжающееся до сих пор, подвергло яхтенный бизнес в Самаре реформации. Если в 2006-2007 гг. спрос на покупку яхты был сдвинут в сторону роскоши, то сейчас клиенты в первую очередь смотрят на удобство для себя и своей семьи. Покупатели стали более практично относиться к приобретению яхты или катера.