Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №27 (291) | 27 июля 2009г.
 

Мазутные берега

Ликвидация последствий ЧП под Сызранью продолжается

Светлана Егольникова

23 июля в правительстве Самарской обл. прошло заседание областной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Были подведены итоги работы по ликвидации последствий аварии баржи «Бельская-75» в акватории Саратовского водохранилища. Эксперты полагают, что, несмотря на завершение основных очистных работ, не все последствия случившегося удалось устранить.

Две недели назад в районе с. Печерского Сызранского р-на рано утром нефтеналивная баржа врезалась в скалистый берег р. Волги (см. «Хронограф» №26 (290) от 20.07.09). В результате подводного повреждения одного из танков в акваторию вылилось более 9 т нефтепродуктов (ранее сообщалось о 2 т). По одной из версий, причиной аварии является человеческий фактор. Заведующий сектором ГО ЧС администрации Сызранского р-на Владимир Кульбеда рассказал «Хронографу»: «Со слов директора ЗАО «Сартанкер», капитан баржи — опытный, непьющий. Объяснение аварии: задремал на вахте, помощник в это время играл в сотовый телефон». Как сообщили в отделе информации, пропаганды и связям с общественностью ГУ МЧС России по Самарской обл., баржа «Пахра» с перекаченным из поврежденного судна мазутом встала на рейд недалеко от Самары для дальнейшей транспортировки его на нефтебазу «Ярославль». Баржу «Бельская-75» 19 июля заякорили в районе Самары для ремонта.

Работы по ликвидации последствий были организованы областным оперативным штабом под руководством министра природных ресурсов и окружающей среды Самарской обл. Дмитрия Азарова. Завершены в намеченный срок, 20 июля, они не были. На этой неделе сбор и утилизация нефтепродуктов в береговой зоне продолжились.

Из-за скалистых берегов Волги необходимая техника не всегда могла подойти непосредственно к месту происшествия. На участке, где ликвидацией последствий занималась администрация Сызранского р-на, доступными оказалась линия в 1,68 км из 5 км, остальное — скалы и валуны. Владимир Кульбеда сообщил «Хронографу»: «Основная задача, которая была поставлена, — откачать нефтепродукты из акватории, поставить боновые заграждения. Затем приступить к очистке береговой зоны. Это потребовало значительного количества людей и усилий. На участке имеются только две точки, где можно спуститься к берегу. Люди собирали замазученный грунт лопатами и носили ведра к технике, которая находилась на расстоянии нескольких километров». По данным на 22 июля, на этом участке было собрано около 32 т замазученного грунта и около 20 т водной эмульсии. Загрязненными нефтепродуктами оказались и недоступные участки — скалистые берега. По мнению специалистов, технологии уборки подобных загрязнений со скальных пород в настоящее время не существует. Эксперты полагают, что оценить ущерб и возможные экологические последствия сейчас трудно.

Комментарии

Владимир КУЛЬБЕДА, заведующий сектором ГО ЧС администрации Сызранского р-на

- Оценка нанесенного ущерба — вопрос довольно сложный. Рыба и растения не погибли. Пока неизвестно, какое количество нефтепродуктов опустилось на дно. К тому же ущерб не всегда можно оценить в денежном выражении.

Игорь ЕФИМОВ, начальник территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской обл. в г. Сызрани

- Питьевое водоснабжение г. о. Сызрань осуществляется из подземных водоисточников. Таким образом, загрязнение реки нефтепродуктами в результате аварии не может повлиять на качество питьевой воды, подаваемой населению.