Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (290) | 20 июля 2009г.
 

Время выживания

Добывающая отрасль губернии воюет с кризисом

Иван Григорьев

Первое полугодие 2009 г. нефтегазодобывающие компании Самарской обл. в целом завершили с отрицательными показателями. На фоне продолжающегося конфликта между ОАО «Самаранефтегаз» и ОАО «НК Русснефть» незамеченной осталась борьба за выживание мелких участников рынка. Нынешняя цена за баррель в пределах $60-70 вынуждает нефтяных игроков действовать на грани рентабельности, а возросшая активность джобберов приводит к масштабным спекуляциям при реализации углеводородного сырья.

Первые шесть месяцев 2009 г. можно охарактеризовать как время выживания и адаптации предприятий нефтегазодобывающей промышленности к новым условиям, вызванным кризисом. В среде крупных игроков, не слишком задетых падением мировых цен на углеводороды, можно выделить разгорающийся конфликт Самаранефтегаза и Русснефти. Так, Арбитражный суд Москвы в апреле т. г. удовлетворил иск Самаранефтегаза о взыскании с Русснефти 5 млрд. р., обратив взыскание на долю Русснефти в ООО «Западно- Малобалыкское месторождение» (3МБ) в размере 50% уставного капитала. Однако в июне Девятый арбитражный апелляционный суд Москвы отменил решение суда первой инстанции, назначив рассмотрение дела в апелляционном суде по правилам первой инстанции на 15 декабря 2009 г. Помимо прочего, судом были привлечены в качестве третьих лиц некоторые международные компании, в частности венгерская MOL, владеющая другими 50% 3МБ. Не считая судебных разбирательств, Самаранефтегаз отличился еще и тем, что не сократил добычу нефти и не набрал валютных кредитов. Из долгов примерно на 4 млрд. р. «дочка» Роснефти признает только 1 млрд. р. Остальных кредиторов Самаранефтегаз активно вовлекает в арбитраж.

В стане же мелких добывающих компаний, по мнению их представителей, словно взорвалась бомба. Против прошлогодней июльской цены $147 за баррель ноябрьская цена $49 выглядела насмешкой.

Кризис больнее всего ударил по мелким компаниям
Кризис больнее всего ударил по мелким компаниям

«Государство попросту срубило под корень малый бизнес, — уверяет специалист одной из самарских нефтяных компаний. — 2009 г. начался для нас фактически с чистого листа, а первые шесть месяцев вообще были стихийным бедствием. Под инвестиционные проекты приходится брать кредиты, а отдавать их нечем. Соблюдаются лишь статьи расходов по охране труда и безопасности, средств же на геологоразведочные работы, поисковое бурение и наращивание добычи сейчас нет». С аналогичными проблемами столкнулись большинство участников рынка.

Цена за баррель в пределах $60-70 не устраивает нефтяных игроков, вынуждая их действовать на грани рентабельности. «Производство не развивается, соответственно, наблюдается стагнация всей отрасли, — говорят эксперты вышеупомянутых нефтяных компаний. — Подходящей стала бы отметка $80-95 за баррель. В этом случае можно нормально работать, а не лавировать на рынке».

Альтернативная программа по рациональному использованию попутного газа буксует еще больше. Инвестиционные проекты по развитию трубопроводной системы и строительству новых производственных объектов для его добычи и транспортировки, разрабатываемые Самаранефтегазом, ЗАО «Самара-Нафта», ОАО «Самараинвестнефть», ЗАО «Санеко» и ЗАО «Татнефть-Самара», приостановлены из-за отсутствия средств. Планировалось, что исполнение данного проекта позволит довести уровень использования попутного нефтяного газа до 95% к 2011 г.

В числе основных тенденций в отрасли, наблюдающихся с начала года в Самарской обл., эксперты «Хронографа» отметили следующие: рост стоимости нефти, повышение цен на оптовом рынке нефтепродуктов, незначительное снижение цен на розничном рынке топлива в результате продолжения активности ФАС в регулировании ценообразования. В цифрах внутренние цены на нефть выросли почти в 3,5 раза, в то время как оптовые цены выросли только на 15%, а розничные цены упали на 10%. С марта по июнь наблюдался незначительный рост среднесуточной добычи. Что касается газа, то падение его добычи, начавшееся в I кв., продолжалось вплоть до конца полугодия. Фактор сезонной востребованности газа еще больше усугубил ситуацию.

Масла в огонь добавили джобберы. Их возросшая активность приводит к масштабным спекуляциям при реализации углеводородов. Посредники, несмотря на усилия ФАС, продолжают оптом брать нефть у мелких компаний и продавать ее перерабатывающим заводам. «Разница в стоимости на концах этой цепочки превышает все разумные пределы, — жалуется «Хронографу» представитель добывающей компании, пожелавший остаться неизвестным. — Мы вынуждены сдавать нефть по заниженным расценкам, НПЗ берут ее уже по завышенным. По дороге от добывающих предприятий к перерабатывающим сырье часто теряет качество. Прибыль оседает в карманах спекулянтов». По мнению эксперта, в условиях кризиса метод борьбы с джобберами один — ликвидация их органами госрегулирования.

Аналитик ИК «Финам» Нина Гладкова полагает, что рост цен на нефтепродукты возобновился только в рознице, при этом в оптовом сегменте и сегменте сырой нефти он и не прекращался. Возобновление роста в топливной рознице связано с тем, что АЗС в результате активной деятельности УФАС по Самарской обл. по снижению цен подошли к уровню нулевой рентабельности. В результате представителям розничного сектора ничего не осталось, кроме как сыграть на повышение в июне-июле. С учетом снижения мировых цен на нефть мы ожидаем пока лишь естественной стабилизации их уровня в розничном сегменте. Это случится не ранее конца августа т. г.», — считает Гладкова.