Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (290) | 20 июля 2009г.
 

Полет Мухина

Баржа с мазутом не вписалась в фарватер

Светлана Егольникова

13 июля утром в районе с. Печерское Сызранского р-на баржа «Бельская-75» натолкнулась на откос правого берега р. Волги. В результате повреждения одного из танков произошел разлив нефтепродуктов, вызвавший загрязнение воды и береговой зоны вплоть до Октябрьска. Размер ущерба устанавливается. Ведутся работы по устранению последствий аварии.

Нефтеналивная баржа «Бельская-75» состава дизель-электрохода «Шлюзовой-130» следовала вверх по р. Волге. Порт приписки судна — ЗАО «Сартанкер». 13 июля в 2.20 баржа столкнулась с откосом правого скалистого берега р. Волги. И.о. прокурора Сызранской транспортной прокуратуры Вадим Колосов рассказал «Хронографу»: «Баржа получила повреждение корпуса в подводной части грузового танка. Согласно пояснениям капитана судна Федора Мухина, через поврежденный участок произошел выброс груза в акваторию р. Волги в количестве 1,870 куб.м. Экипажем судна были приняты меры по остановке течи путем наложения аварийного пластыря. Грузотечность была устранена в 2.45». По данным правительства Самарской обл., в поврежденном танке находилось 190 т мазута.

Как сообщил «Хронографу» и.о. Самарского межрайонного природоохранного прокурора Дмитрий Медведев, по предварительным данным, в воду попало около 2 т мазута. Точные потери груза будут установлены после полной перевалки груза. Оставшиеся нефтепродукты перекачивались в подошедшее нефтеналивное судно «Пахра». С этой целью два дня спустя к месту аварии были доставлены специальные насосы с подогревом для более эффективного сбора мазута.

Оценить обстановку специалисты смогли после выезда на место происшествия. Медведев рассказал «Хронографу»: «При визуальном осмотре акватории обнаружены множественные пятна в районе баржи и ниже по течению на расстоянии 5 км и далее, от уреза до воды, до 300 м от берега. Размер пятен от 0,5 до 2 м. Прибрежная зона протяженностью около 5 км покрыта слоем мазута шириной около 30 см».

Баржа перевозила почти 200 т мазута
Баржа перевозила почти 200 т мазута

С целью недопущения распространения мазутных загрязнений, а также их локализации в районе Октябрьска были выставлены боновые заграждения. Согласно официальной информации, распространения пятна в соседние области удалось избежать.

Организован сбор мазута в акватории реки и на берегу. По словам министра природных ресурсов охраны окружающей среды Самарской обл. и координатора созданного оперативного штаба Дмитрия Азарова, сроком окончания основных работ по ликвидации последствий определено 20 июля. Об этом сообщил сайт областного правительства.

Специалистами государственного учреждения «Самарский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в день аварии были взяты пробы воды. Забор жидкости осуществлялся на расстоянии 0,5 км выше баржи, а также 1 км и 5 км ниже судна. По заявлению Дмитрия Медведева, высокий уровень загрязнения нефтепродуктами зафиксирован не был. Он сообщил «Хронографу»: «Кислородный режим во всех точках находится в норме, концентрация растворенных нефтепродуктов составила: в пробе №1 — 0,01мг/л, в пробах №2 и№3 — 0,02 мг/л».

Масштабы ущерба, нанесенного экологии, устанавливаются. Предполагается, что расходы по ликвидации последствий разлива нефтепродуктов лягут на ЗАО «Сартанкер». Предприятие находится в Саратовской обл. По данным Национального кредитного бюро, учредителями его являются частные лица. Уставный капитал — 10 тыс.р. Возглавляет ЗАО «Сартанкер» Святослав Головнич.

В 2003 г. властям Октябрьска пришлось самостоятельно искать средства на очищение акватории и береговой линии. Ущерб, нанесенный тогда пожаром на танкере «Виктория», оценивался в $5 млн. Во время загрузки нефтепродуктов у причала в Октябрьске в танках произошел взрыв. Пожар тушили около трех суток. На Волге образовалось пятно площадью 150 кв.м. Загрязнение берега составило около 17 км, ширина от 50 до 500 м. По масштабам сравнивать ту катастрофу с нынешней, конечно, нельзя.

Комментарии

Вадим КОЛОСОВ, и.о. прокурора Сызранской транспортной прокуратуры

- 15 июля в отношении капитана состава нефтеналивной баржи «Бельская-75» и дизель-электрохода «Шлюзовой-130» Федора Мухина шестым межрайонным природоохранным следственным отделом Волжского межрегионального природоохранного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 247 Уголовного кодекса РФ. Основанием послужили материалы проверки, установившие, что Мухин в нарушение требований устава службы на судах Министерства речного флота совершил транспортировку химического вещества с нарушением установленных правил, что создало угрозу причинения существенного вреда окружающей среде.

Дмитрий АЗАРОВ, министр природных ресурсов и охраны окружающей среды правительства Самарской обл.

- Сразу после аварии в администрации Октябрьска было проведено оперативное совещание с участием глав муниципальных образований и всех заинтересованных ведомств. Были проведены заседания комиссии ЧС в муниципальных округах. К 18 часам понедельника протоколы этих комиссий, в которых были определены планы мероприятий по ликвидации последствий аварийного розлива, уже были представлены. После этого в соответствии с планами были предприняты меры и приглашены к участию специализированные организации по установке боновых заграждений и сбору нефтепродуктов. Предварительный ущерб от розлива нефтепродуктов пока не оценен.