Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (290) | 20 июля 2009г.
 

Артем Гончаров:

Мы знаем, как обеспечить жильем молодежь

Евгения Андросова

Последнее время все больше обостряется проблема улучшения жилищных условий молодых семей. Однако очевидно, что без поддержки промышленных предприятий городу не справиться с этой задачей. Поэтому инициативная группа совета молодых специалистов промышленных предприятий Тольятти обратилась в мэрию со своим предложением по решению этого вопроса. О проекте и о трудностях, которые связаны с его реализацией, рассказал председатель совета молодых специалистов ООО «Тольяттинский Трансформатор», депутат Тольяттинской городской думы Артем ГОНЧАРОВ.

- Артем Валериевич, с чем была связана необходимость создания проекта по улучшению жилищных условий молодых семей, ведь на федеральном, областном и в т. ч. местном уровне уже существуют программы, направленные на решение этого вопроса?

- В 2008 г. на слете работающей молодежи г. Тольятти как одна из остро стоящих была обозначена проблема обеспечения молодых людей доступным жильем. На то время уже стало понятно, что федеральная программа «Молодой семье — доступное жилье» на местном уровне не может полностью решить эту проблему. Механизмы и направления финансирования программы предусматривают предоставление молодым семьям кредитов и субсидий с целью обеспечения их платежеспособности на рынке жилья. Однако ипотечное кредитование семей сталкивается с рядом проблем.

К таким проблемам можно отнести, во-первых, малые объемы средств, выделяемых из бюджета области на ипотеку. Так, в 2008 г. выделено около 300 млн. р. При среднем размере кредита 1 000 тыс. р. — это не более 300 кредитов на всю область. Притом, что только в Тольятти, по предварительным оценкам, в улучшении жилищных условий нуждаются не менее 15 тыс. молодых семей. Более того, рост жилья как на первичном, так и на вторичном рынке значительно опережает рост доходов молодых семей. Причем многие эксперты связывают рост цен на жилье как раз с широким внедрением программ ипотечного жилищного кредитования. Кроме того, в связи с общемировой экономической ситуацией сократилась выдача банковских ипотечных кредитов.

Поэтому, обсудив на совете все эти моменты, мы создали рабочую группу из представителей совета работающей молодежи Тольятти для разработки нашего собственного проекта по улучшению жилищных условий молодых семей г. Тольятти. Руководителем проекта был назначен Максим Потокин, председатель совета молодых специалистов ОАО «КуйбышевАзот». Я стал его заместителем. Кроме того, в качестве юридического сопровождения проекта в рабочую группу проекта вошел специалист от комитета по делам молодежи, т. к. нам был нужен человек, который хорошо знаком с работой мэрии, чтобы впоследствии продвигать этот проект.

- Что представляет собой ваш проект «Молодым семьям — доступное жилье»? В чем его преимущество перед ипотекой?

- Мы знаем, как обеспечить жильем молодежь. При разработке проекта мы с Максимом взяли за основу практику молодежных жилищных кооперативов (МЖК). Если рассказывать о механизме вкратце,

то городом выделяется земельный участок с техническим заданием на проектирование. Лучший вариант, когда департамент градостроительной деятельности и землепользования выступает в качестве заказчика и застройщика. Конечная стоимость квартир в этом случае не будет увеличиваться на сумму плановой прибыли.

Далее создается жилищно- строительный кооператив, куда вступают молодые семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Молодая семья вносит около 25% стоимости будущей квартиры в течение строительства. Кроме того, мы будем привлекать к участию в проекте промышленные предприятия города. Надо сказать, что предприятия, как правило, дают кредиты либо беспроцентные, либо процент равен величине ставки рефинансирования. Ипотека же — это при любом раскладе банковский кредит, где процентная ставка не менее 16%.

После завершения строительства семья заселяется в квартиру и выплачивает оставшуюся стоимость. До полного погашения рассрочки квартира остается в собственности кооператива. Семья вправе в ней прописаться, а после погашения рассрочки — оформить в свою собственность.

Финансовая и иная деятельность кооператива контролируется мэрией. При этом деятельность как мэрии, так и созданного ею кооператива носит исключительно некоммерческий характер, прибыль здесь не предусмотрена. Подобные действия допускаются законодательством. Главный плюс нашего проекта в том, что за счет использования малоэтажного строительства по современной каркасной технологии удается существенно снизить цену за кв. м жилья и, соответственно, конечную стоимость квартир. На сегодняшний день кв. м получается удешевить до 12 тыс. р.

Все это было подробно описано и направлено в мэрию. Проект был одобрен профильными департаментами. Но мы с Максимом, осознавая, как у нас работает бюрократический аппарат, при малейшей возможности встречались с мэром Анатолием Пушковым в неформальной обстановке и буквально допытывали вопросами о судьбе проекта. Последний раз, в апреле, на круглом столе для молодежи мы опять задали Пушкову этот вопрос.

Вероятно, наши усилия не пропали даром, дело все-таки сдвинулось с мертвой точки. Буквально месяц назад было подписано распоряжение о создании в мэрии рабочей группы по улучшению жилищных условий молодых семей Тольятти. Руководителем группы был назначен первый заместитель мэра Вадим Кирпичников. Состоялось даже первое заседание рабочей группы. Однако на ней присутствовали далеко не первые лица, а представители от департаментов, которые вообще незнакомы с предложенной нами программой. Таким образом, рабочая группа прошла бессмысленно. Было сказано, что у мэрии нет законного права заниматься этим проектом. В результате заседания рабочей группы было предложено опять разослать проект по всем департаментам, чтобы они его изучили. Хотя на самом деле положительная практика в такой области в России существует. И когда проект в предыдущий раз ходил по департаментам, в ответах нам отписывали, что такое возможно. Например, я знаю, что МЖК успешно функционирует в Тюмени.

Стоит заметить, что преимущество схемы МЖК еще и в том, что за счет взносов на погашение рассрочки появляются деньги на приобретение квартир для тех, кто вступил в кооператив позже.

- Получается, муниципалитет выступает как основной организатор в реализации проекта и как гарант работы этой схемы?

- По сути, от мэрии города требуется одобрить программу и выделить земельный участок с подведенными к нему коммуникациями. При разработке проекта мы встречались с человеком, который непосредственно занимается строительством, и он нам описал, что входит в стоимость кв. м жилья. В итоге получилось, что около 30% стоимости — это средства, затраченные на согласование исходной и проектной документации. Кроме того, высокая рыночная цена квартир обуславливается еще и значительными расходами на выполнение технических условий подключения к объектам энергетики и ЖКХ. К примеру, стоимость внесения изменения в генплан города для различных компаний может колебаться от 3 до 30 млн. р., даже если это, грубо говоря, небольшой квадратик на карте. На самом деле это не должно стоить больше 600 р. за тот час, который работник департамента потратил, внося изменения.

Если мэрия будет непосредственно участвовать в этом проекте, то и соответствующие расходы на согласование значительно уменьшатся. Кроме того, надо сказать, реализация этого проекта позволит мэрии шагнуть далеко вперед в реализации городской целевой программы «Молодой семье — доступное жилье» и в то же время в дальнейшем снизить расходы бюджета на жилищные субсидии и кредиты.

- На каких условиях вы планируете привлекать промышленные предприятия города к участию в проекте?

- Каждое предприятие так или иначе реализует внутреннюю политику по обеспечению своих молодых специалистов жильем. Однако в этом случае жилье, как правило, покупается по рыночным ценам, которые завышены. Предприятиям предлагается участвовать в реализации проекта следующим образом. Они вносят в МЖК те деньги, которые сейчас тратят на обеспечение своей молодежи жильем. Но получат они жилье по гораздо меньшей стоимости и смогут обеспечить им намного больше людей, удержав, закрепив, таким образом, за собой молодых специалистов, которые на них работают. Саму идею мы рассылали на все предприятия. Пока ее поддержало только одно предприятие — ООО «Тольяттинский Трансформатор» (ТТ). Я лично встречался с генеральным директором ТТ Игорем Птицыным, он готов с нами сотрудничать. Руководители других предприятий пока, видимо, насторожено относятся к нашему предложению. Однако если программа начнет работать и гарантом в ней выступит мэрия, то, я уверен, многие предприятия города захотят в ней участвовать. Учитывая, что предприятие может вбросить сразу весомую сумму денег, а современные технологии позволяют построить дом за несколько месяцев, то первые семьи смогут получить жилье уже через полгода начала работы программы. Стоит заметить, что если работник не озабочен вопросами, где жить и как свести концы с концами, выплачивая ипотечный кредит, то он и работает продуктивнее. И не думает уезжать из города.

- В чем же тогда основная сложность, почему проект до сих пор не запущен?

- Сложность как раз и заключается в том, чтобы проект был одобрен мэрией. Дальше должен быть выделен подходящий участок. Сама по себе мэрия не может просто так выделить земельный участок. Требуется принять соответствующий нормативный акт, и, конечно, чтобы он был одобрен депутатами. Мои коллеги по фракции «Единая России» в ТГД и другие депутаты, я думаю, поддержат этот проект. Сейчас главный вопрос в том, хочет ли мэрия видеть город развивающимся или она хочет увидеть, как последний молодой человек сядет в поезд и уедет в Ханты-Мансийск качать нефть?