Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №15 (279) | 27 апреля 2009г.
 

Потеснили местных

ЛУКОЙЛ остался монопольным поставщиком ГСМ для АВТОВАЗа

Денис Федоров

20 апреля ОАО «АВТОВАЗ» и ОАО «ЛУКОЙЛ» продлили соглашение о сотрудничестве на три года. Таким образом, нефтяная компания фактически остается монопольным поставщиком ГСМ для автозавода, обеспечивая его маслами до 90%. Условия, предложенные другими нефтяными компаниями, в том числе и ОАО НК «Роснефть», АВТОВАЗ не устроили.

20 апреля президент ОАО «АВТОВАЗ» Борис Алешин (на фото) и президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов подписали соглашение о сотрудничестве на 2009-2012 гг., которое даст новый импульс для развития двух отраслевых лидеров. Об этом сообщила пресс-служба ОАО «АВТОВАЗ».

Партнеры сошлись на взаимовыгодных условиях: ОАО «ЛУКОЙЛ» предоставляется перспектива долгосрочных и стабильных поставок светлых нефтепродуктов и специальных жидкостей по конкурентной цене надежному потребителю в лице АВТОВАЗа.

Согласно подписанному документу ОАО «ЛУКОЙЛ» своевременно поставляет на автозавод качественный бензин, дизельное топливо, смазочные материалы, в т. ч. моторные и трансмиссионные масла для первой заправки автомобилей, гарантийного обслуживания и обеспечения бесперебойной работы технологического оборудования. ОАО «АВТОВАЗ» берет на себя обязательства по содействию в создании новых видов смазочных материалов, обеспечивая проведение необходимых испытаний с целью сертификации. ОАО «ЛУКОЙЛ» получает преференции при разработке перспективных образцов продукции. Соглашение позволит нефтяному предприятию участвовать в новой базе поставщиков. По мнению аналитика ИК «Финам» Константина Романова, это могла быть совместная инициатива и той и другой компании.

ОАО «АВТОВАЗ» также будет размещать надписи «ОАО «АВТОВАЗ» рекомендует масла «ЛУКОЙЛ», а также логотипы «Топливо ЭКТО» в руководствах по эксплуатации всех производимых автомобилей.

Кроме этого, ОАО «АВТОВАЗ» будет рекомендовать станциям технического обслуживания автомобилей, входящим в собственную сеть, при обслуживании автомобилей в гарантийный и постгарантийный период использовать горюче-смазочные материалы производства ОАО «ЛУКОЙЛ».

Как сообщили корреспонденту «Хронографа» в пресс-службе ОАО «ЛУКОЙЛ», поставками ГСМ для АВТОВАЗа будет заниматься ООО «ЛЛК-Интернешнл» (стопроцентное дочернее предприятие ОАО «ЛУКОЙЛ»). Компания также будет обеспечивать установку дополнительной ступени фильтрации при производстве масел по классу чистоты, разрабатывать программу комплексного обслуживания смазочными материалами ОАО «АВТОВАЗ», а также решать вопрос по утилизации отработанного масла. О том, принимал ли участие ЛУКОЙЛ в тендере на поставку ГСМ, в нефтяной компании комментировать не стали.

В июне 2006 г. ОАО «АВТОВАЗ» и ОАО «ЛУКОЙЛ» также подписывали соглашение о сотрудничестве между компаниями на 2006-2009 гг. Продление соглашения автозавода с ЛУКОЙЛом закрепляет за нефтяной компанией фактически монопольное право в обеспечении АВТОВАЗа ГСМ. По разным оценкам, ЛУКОЙЛ планирует обеспечивать до 90% от потребностей АВТОВАЗа. Попытка направлять больший объем продукции была бы пресечена антимонопольной службой.

Ранее поставщиками АВТОВАЗа в равной пропорции выступали ЛУКОЙЛ и ЮКОС, но последнюю компанию автозавод рассматривал как нестабильного поставщика. В феврале 1997 г. сотрудничество АВТОВАЗа и ЮКОСа прекратилось. Недовольство по этому поводу высказал бывший президент компании ЮКОС Сергей Муравленко и даже экс-губернатор Самарской обл. Константин Титов, но разобраться в ситуации им не удалось — самарским предприятиям ЮКОСа не удалось заручиться поддержкой автогиганта и сегодня. Аналитики считают, что условия, предложенные самарскими дочерними предприятиями АВТОВАЗу, скорее всего, и сейчас его не устроили. Те небольшие объемы, поставляемые на АВТОВАЗ местными компаниями, останутся на прежнем уровне. Константин Романов предполагает, что ЛУКОЙЛ может поставлять ГСМ для предприятия на $2-2,5 млн.

«О тендере на поставку ГСМ ничего не сообщалось, возможно, его не было, — полагает Романов. — Но проводить его было необязательно, потому что АВТОВАЗ не государственное предприятие, а акционерное общество, хотя и с главным акционером в лице государства. А обязательные тендеры на поставку должны проводить государственные структуры и органы власти».

Как сообщили в пресс-службе ОАО «ЛУКОЙЛ», в 2008 г. компания поставила ОАО «АВТОВАЗ» масел на сумму более 350 млн. р. В I кв. 2009 г. объем поставок масел составил более 730 тыс. т. Доля масел ОАО «ЛУКОЙЛ» для первой заправки автомобилей LADA составляет 100%. Доля масел ОАО «ЛУКОЙЛ» при использовании в технологическом оборудовании ОАО «АВТОВАЗ» составляет более 85%.