Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №15 (279) | 27 апреля 2009г.
 

Предпочел свернуть бизнес

ООО «Альянс-Авто» подало заявление о самобанкротстве

Татьяна Никонорова

9 апреля Арбитражный суд Самарской обл. признал дилера ООО «Альянс-Авто» банкротом. Вопреки достаточно распространенной практике, согласно которой процедуре конкурсного управления предшествует процедура внешнего наблюдения, заявитель сразу же попросил признать его банкротом и начать процедуру конкурсного производства. Однако существует предположение о том, что в данном случае можно говорить о передаче активов проблемного предприятия другому собственнику. Сумма уже предъявленных дилеру требований составляет 507 млн. р. Среди основных кредиторов — ОАО «Сбербанк» и ОАО «Банк ВТБ».

Сам себя

15 декабря 2008 г. единственным учредителем и директором «Альянс-Авто» Сергеем Соловьевым было принято решение о ликвидации ООО «Альянс-Авто» и назначении ликвидационной комиссии.

В марте ООО «Альянс-Авто» (г. Тольятти) обратилось в Арбитражный суд Самарской обл. с заявлением о признании себя несостоятельным (банкротом). Первоначально суд оставил заявление о несостоятельности без движения. Однако 18 марта Арбитражный суд Самарской обл. вынес определение о принятии заявления к производству. На основании этого было возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) ООО «Альянс-Авто». 9 апреля в отношении ООО «Альянс-Авто» было открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев.

Автодилер представил в Арбитражный суд Самарской обл. бухгалтерский баланс, из которого следовало, что предприятие не может самостоятельно рассчитаться со своими долгами. Как следует из материалов дела, по состоянию на 24 февраля ООО «Альянс-Авто» имело кредиторскую задолженность в сумме 370,6 млн.р. Сумма предъявленных автодилеру требований составила 507 млн.р., причем их большая часть связана с финансовыми претензиями ОАО «Банк ВТБ» и ОАО КБ «Сбербанк» в лице его Автозаводского отделения. Вероятно, именно задолженности перед кредитными учреждениями стали толчком к самобанкротству предприятия.

Сейчас имущество, принадлежащее ООО «Альянс-Авто», оценивается в 352 млн.р. (см. справку). Можно предположить, что имущество, даже если его и удастся реализовать за объявленную стоимость, может не покрыть всех требований кредиторов автодилера.

Не вписались в рынок

Последние два года ООО «Альянс-Авто» активно укрепляло позиции в секторе торговли автомобилей китайского производства. Компания стала одной из крупнейших в Тольятти по этому направлению. Решение вазовского дилера заняться китайскими машинами выглядело вполне логично, учитывая темпы роста спроса на них в России.

Китайские авто не принесли успеха дилеру
Китайские авто не принесли успеха дилеру

По данным РБК, в 2005 г. продажи автомобилей из Поднебесной составили 6,3 тыс. шт., а их доля на российском рынке иномарок превысила 1%. Уже в 2006 г. их реализация выросла более чем в три раза — почти до 23 тыс. авто. В 2007 г. количество брендов из Поднебесной достигло 14, и за 12 месяцев было продано порядка 57 тыс. авто производства КНР, что составило 3,5% от общего объема реализации иномарок. Показательно, что почти все китайские марки увеличили свои продажи. 2008 г. стал переломным для китайских автопроизводителей в России. По итогам I полугодия в России было продано только 25 тыс. машин из КНР. Китайский автопром сдал свои позиции, тогда как весь рынок иностранных автомобилей вырос на 40%. К сентябрю 2008 г. продажи китайских автомобилей снизились до 2472 в месяц: падение продаж составило 40% по отношению к продажам сентября предыдущего года.

В Тольятти рынок китайских марок в докризисный период рос быстрыми темпами. В 2007 г. ООО «Авто-Гранд-Азия», входящее в группу компаний «Альянс-Авто», подписало дилерское соглашение на поставку марок Brilliance, JMC, Jinbei и Dong Feng.

Причин банкротства автодилера, торгующего китайскими авто, несколько. Две из них — перенасыщенность рынка в Тольятти и общее падение продаж автомобилей в России.

Вывести все

Инициируя процедуру собственного банкротства, ООО «Альянс-Авто» предложило в качестве арбитражного управляющего должника кандидатуру Альбины Романовой, члена СМОО «Ассоциация антикризисных управляющих», и определило размер вознаграждения арбитражного управляющего.

Кандидатура конкурсного управляющего Альбины Романовой любопытна. Работавшая ранее адвокатом в Самаре и имевшая соответствующую лицензию, Романова в большей степени известна в бизнес-сообществе г. Тольятти как конкурсный управляющий ЗАО «УмиСТ». Конкурсным управляющим предприятия, подконтрольного бизнесмену Вячеславу Сигову, Романова стала именно в тот момент, когда в процесс банкротства вмешались ООО «Денежный шторм» и ООО «Консул», которых ряд наблюдателей называл компаниями, владеющими технологиями рейдерского захвата. Кроме того, в Тольятти Романова успела запомниться тем, что была помощником конкурсного управляющего ОАО «Фосфор» Сергея Ракитина.

Впрочем, наблюдатели не считают, что в случае с ОАО «Альянс-Авто» речь идет о сложных и запутанных схемах процедуры банкротства. Скорее всего, речь идет о достаточно обыденной процедуре ликвидации предприятия, обремененного достаточно серьезными долгами.

По адресу: Новозаводская, 10а, где в настоящий момент зарегистрировано ООО «Альянс-Авто», зарегистрирован еще один дилер китайских автомобилей — ООО «Гранд-Авто». Эту компанию ранее возглавлял сам Сергей Соловьев. Учредителем же, по данным Росстата, является Любовь Соловьева. Сейчас ООО «Гранд-Авто» возглавляет Олег Червоткин, трудившийся ранее в ООО «Альянс-Авто». Червоткин является еще и директором ООО «Гранд-Мишар», которое тоже располагается по адресу: ул. Новозаводская, 10а. В отличие от ООО «Альянс-Авто» ООО «Гранд-Авто» и ООО «Гранд-Мишар» чувствуют себя достаточно стабильно, причем ООО «Гранд-Мишар» даже участвует в муниципальных торгах. На прошлой неделе эта компания участвовала в тендере по закупке автомобиля для нужд жигулевского муниципалитета.

Что касается ООО «Альянс-Авто», то у наблюдателей практически не осталось сомнений относительного того, кто может стать покупателем имущества разорившегося автодилера.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

Состав конкурсной массы ООО «Альянс-Авто»:

- основные средства...9, 1 млн.р.

- незавершенное строительство ...40,2 млн.р.

- вложения в материальные ценности...2,3 млн.р.

- материалы и иные запасы...0,9 млн.р.

- товары (автомобили и запчасти) . . .31,3 млн.р.

- дебиторская задолженность . .77,4 млн.р.

- финансовые вложения...189,2 млн.р.

- денежные средства...0,2 млн.р.

Всего ...352,5 млн.р.

(по данным материалов арбитражного дела)