Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №15 (279) | 27 апреля 2009г.
 

Остались друзьями

АВТОВАЗ и «Магнитка» договорились о реструктуризации долгов

Денис Федоров

21 апреля между ОАО «АВТОВАЗ» и ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» было подписано соглашение о взаимовыгодном сотрудничестве. Стороны договорились о ритмичности поставок продукции, разработке новых видов продукции и реструктуризации задолженности автозавода. По оценкам экспертов, долг АВТОВАЗа перед металлургами составляет около 1 млрд. р.

21 апреля президент ОАО «АВТОВАЗ» Борис Алешин и председатель совета директоров ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ОАО «ММК») Виктор Рашников подписали генеральное соглашение. Данный документ подтверждает намерение компаний строить отношения на принципах взаимовыгодного сотрудничества и технического партнерства. Согласно подписанному долгосрочному соглашению ММК осуществляет поставки гарантированного объема качественной металлургической продукции на автозавод и обеспечивает ритмичность этих отгрузок. АВТОВАЗ в свою очередь получает преференции как постоянный заказчик.

Как сообщила пресс-служба ОАО «АВТОВАЗ», в рамках соглашения ОАО «ММК» организует научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке и производству перспективных видов металлопроката, соответствующих современным международным требованиям. Руководители компаний отметили, что сотрудничество ОАО «АВТОВАЗ» и ОАО «ММК» в прежние годы позволяло добиваться значительных результатов в производстве новых видов продукции и марок стали. Согласование технических требований и освоение производства новой номенклатуры начнется в мае 2009 г. Этими вопросами займется специально созданная совместная рабочая группа, которая будет отслеживать весь спектр технических и коммерческих вопросов, возникающих во взаимоотношениях предприятий.

ОАО «АВТОВАЗ» и ОАО «ММК» договорились также о реструктуризации задолженности. В течение II — III кв. 2009 г. автозавод и ММК согласуют методику ценообразования, предусматривающую формирование и фиксирование стоимости металлопроката исходя из анализа фактических затрат на его производство.

В ноябре 2008 г. ММК прекратил отгрузку стального листа группе ГАЗ из-за долгов. В числе должников также числится и АВТОВАЗ. Точная сумма долга завода неизвестна. В целом предприятия автопрома задолжали комбинату около 3 млрд. р. Вся клиентская задолженность перед ММК в данный момент составляет 25-27 млрд. р., причем мощности «Магнитки» загружены менее чем на 50%.

Магнитогорский металлургический комбинат — один из крупнейших поставщиков металла для АВТОВАЗа. ММК выпускает для него холоднокатаный лист, холоднокатаную ленту и горячеоцинкованный прокат. Комбинат является для АВТОВАЗа единственным поставщиком толстого горячекатаного проката.

В 2006 г. АВТОВАЗ отказался от закупок металла на Магнитогорском металлургическом комбинате по причине разногласий в цене на металл. Автозавод выдвинул профильным комбинатам ряд условий: металлурги должны были организовать свои склады в Тольятти и поставлять металл с рассрочкой платежа на 50 дней. Именно это обстоятельство и послужило главным предметом разногласий. Ранее посредники снимали эти вопросы, внося полную или частичную предоплату за поставляемый металл. Позже стороны смогли договориться.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов уверен, что «АВТОВАЗ для ММК является таким клиентом, которого надо беречь и любить, что бы с ним ни происходило. Поэтому компании договорятся о рассрочке выплат, но никаких резких телодвижений ММК делать не будет. Потребность АВТОВАЗа и других автопроизводителей в листовом металле, по оценкам ИК «Финам», составляет около 2 — 2,5 млн. т в год. Одна пятая затрат на производство автомобиля LADA приходится на закупку металла.

«Долги перед ММК образовались у АВТОВАЗа из-за снижения продаж машин, а также из-за выделения части средств на поддержку дилеров завода. Что касается прогнозов, то до конца года цены должны стабилизироваться и оставаться такими следующие полгода. Возможный рост цен может начаться во втором полугодии 2009 г.», — отметил Баранов.

По данным ММК, выручка в долларовом выражении в I кв. 2009 г. упала на 19%, в сравнении с IV кв. — на 62%. Компании удалось зафиксировать положительную операционную прибыль ($128 млн.) после $81 млн. убытков в последнем квартале 2008 г. На показатель чистой прибыли, составивший $ 113 млн., оказала влияние положительная переоценка финансовых вложений ($85 млн.). «В целом опубликованная отчетность демонстрирует способность компании достаточно эффективно функционировать в сложных рыночных условиях и должна быть позитивно воспринята рынком. Однако мы ожидаем, что динамика акций компании в среднесрочной перспективе будет определяться прежде всего общеотраслевыми тенденциями», — считают аналитики «Финама».

Комментарии

Виктор РАШНИКОВ, председатель совета директоров ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»

- Одна из стратегических задач, которую ставит перед собой ММК, это производство автолиста, соответствующего мировым стандартам. При этом мы в первую очередь ориентируемся на отечественных потребителей металлопроката. Соглашение, подписанное сегодня, это не только обеспечение гарантированных поставок нашим партнерам, но и договоренность о технологическом взаимодействии, которое позволит нашим предприятиям выйти на новый уровень.