Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (272) | 10 марта 2009г.
 

Без участия ГАИ

Новые правила ОСАГО могут породить волну мошенничества

Илья Казаков

1 марта вступили в силу новые правила обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Нововведения допускают оформление протокола ДТП без ГИБДД и получение пострадавшим суммы ущерба в соответствующей страховой компании. По оценкам экспертов самарского страхового рынка, такие правила могут породить немалые возможности для автомобильных мошенников.

Количество совершаемых в губернии дорожно-транспортных происшествий неуклонно растет. По статистике областной автоинспекции, за январь 2009 г. в Самарской обл. произошло 227 ДТП, в которых 36 человек погибли, 356 получили ранения и травмы. Для сравнения: в январе 2008 г. произошла 221 автоавария, погибли 30 человек, пострадали 276. В руководстве облавтоинспекции отмечают рост числа ДТП по вине пьяных водителей. В то же время на фоне общей тенденции роста аварийности на дорогах Самарской обл. с 1 марта были значительно упрощены процедуры оформления протоколов ДТП. Теперь заполнение документов возможно без вызова сотрудников ГИБДД, но только в случае соблюдения четырех условий: если участниками происшествия являются две машины, максимальный ущерб не превышает 25 тыс. р., нет пострадавших и оба полиса ОСАГО оформлены уже после 1 марта этого года. Оформляться такие ДТП будут по так называемому «европротоколу».

Идея «европротокола» была заимствована у западно- европейских стран. Основное отличие русского «европротокола» от стран Европы — в сумме страховой компенсации. В Европе она составляет 1200 евро (55 тыс. р.), а в России ограничена лимитом в 25 тыс. р.

Теперь страховой случай при аварии можно оформить без сотрудников ГАИ
Теперь страховой случай при аварии можно оформить без сотрудников ГАИ

Таким образом, российские страховщики «подстраховались», избегая рисков возмещения по ДТП, не завизированных протоколом ГИБДД. Еще одно отличие российского «европротокола» от европейского — презумпция виновности российских водителей. В Европе человек, попав в аварию, просто информирует об этом страховую компанию и почти сразу получает деньги. В России попавший в аварию автолюбитель сам должен доказывать факт получения повреждений в результате именно того ДТП, по которому просит получить возмещение. Потерпевшему придется самостоятельно собирать все необходимые документы, и только после их рассмотрения можно рассчитывать на получение страховых средств.

По мнению аналитиков, пока система не будет отработана, имеет смысл вызывать сотрудников ГИБДД во избежание возможных потерь и претензий от страховщиков. Это же рекомендуют и сами страховые компании. Но, несмотря на рекомендации, по оценкам экспертов страхового рынка, рост мошенничества по новому «европротоколу» может составить 20-30%.

По мнению эксперта ЗАО «Финам Страхование» Михаила Кухтаря, виноваты в этом сами страховщики. «Отсутствие единой базы у страховщиков и отсутствие представителей ГИБДД на месте аварии позволит участникам ДТП намеренно увеличивать размер полученного убытка, а также составлять протокол даже в случаях, если ДТП не происходило вовсе», — считает эксперт. По мнению Кухтаря, «среди наиболее распространенных видов мошенничества могут стать, например, автоподставы и факты сговора автовладельцев, допустивших повреждение автомобиля

по собственной вине». По оценке ЗАО «Финам Страхование», около 8% российского автопарка уже имеет повреждения, по новым правилам вполне подходящие под страховые случаи.

В то же время первыми негативные последствия от введения «европротокола» ощутят добропорядочные водители. Источники «Хронографа» в страховых компаниях области прогнозируют удорожание стоимости полиса в связи с ростом убыточности страхования. Участники рынка отмечают, что, вероятно, им придется ужесточить правила оценки обстоятельств ДТП в целях недопущения мошеннических действий.