Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (272) | 10 марта 2009г.
 

Беспредельные кредиты

В список для льготного автокредитования попали машины дороже 350 тыс. р.

Илья Казаков

На прошлой неделе Минпромторг РФ опубликовал список автомобилей, участвующих в программе льготного автокредитования. По мнению ознакомившихся с ним участников рынка, список наводит на мысли, что без коррупционной составляющей при его формировании не обошлось. Это слабо увязывается с заявленными ранее председателем правительства РФ Владимиром ПУТИНЫМ тезисами о поддержке российского автопрома.

С первых дней весны в автосалонах стали заканчиваться новогодние распродажи, уже поступили автомобили 2009 модельного года по ценам, увеличившимся в среднем на 20-30%. Снижающиеся зарплаты и дешевеющий рубль также не способствуют продолжению стабильного увеличения оборотов российского авторынка. Последние годы этот сегмент российской экономики рос благодаря преимущественно доступному автокредитованию. В большинстве банков сроки кредитования зачастую доходили до 7 лет, а первоначальные взносы стартовали от 0%. Объемы торговли ежегодно прирастали на 25-30%.

С сентября 2008 г., по мере углубления кризиса, все банки, стремясь сохранить ликвидность, ужесточили сроки кредитования, увеличили ставки, размеры первоначального взноса и максимальные сроки предоставления кредита. Реагируя на эти изменения, в 2008 г. рост авторынка РФ замедлился до 15,2%. А в 2009 г., по прогнозам экспертов, роста может и не быть вовсе. С рынка просто исчезли кредитные продукты без первоначального взноса. Опасаясь роста неплатежеспособности населения, основная часть банков теперь выдает кредит только после внесения минимум 20-40% от стоимости автомобиля. ООО «Альфа-банк» и ОАО «Бинбанк» пока выдают кредиты с 10-процентным первоначальным взносом.

Пытаясь вселить оптимизм в игроков рынка, премьер-министр Владимир Путин заявил, что в 2009 г. государство будет субсидировать процентные ставки по трехлетним кредитам на покупку отечественных автомобилей, в том числе и иномарок российской сборки. По его словам, приобретаемая в кредит машина должна была быть не дороже 350 тыс. р. По данным участников рынка, работать над реализацией этого проекта будут ОАО «Сбербанк», ЗАО «Газпромбанк» и ОАО «ВТБ-24». Но, как заявил «Хронографу» сотрудник пресс-службы ОАО «ВТБ-24» Вадим Маркарян, «пока ни в одном из банков не располагают четко проработанным механизмом работы с такими субсидированными правительством автокредитами. Все на стадии проекта».

Дилеры иномарок пытаются встроиться в систему субсидирования
Дилеры иномарок пытаются встроиться в систему субсидирования

Самарские автодилеры тоже не располагают информацией по льготному автокредитованию. Как сообщил «Хронографу» начальник отдела продаж ЗАО «Автосалон Арго» Денис Копенков, «не слышал, чтобы кто-то из местных автодилеров реализовывал такие проекты».

Любопытно, что в это же время директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения РФ Алексей Рахманов, наоборот, называет в СМИ вполне конкретные условия получения льготного автокредита. «Покупателю необходимо заплатить из собственных средств первый взнос в размере 30% от стоимости машины (говоря об автомобиле стоимостью до 350 тыс. р., речь идет о сумме порядка 105 тыс. р.). Оставшиеся средства будут предоставлены в виде кредита сроком на три года со ставкой около 9% годовых (сегодня ставки доходят до 20-30%). В итоге государство компенсирует за этот срок по одному договору до 42,5 тыс. р.», -уверяет Рахманов. Несмотря на некоторую несогласованность действий правительства и игроков рынка, на прошлой неделе стал известен перечень автомобилей, на которые будет распространяться льготное субсидирование. В него попали 30 моделей машин, производимых на российских автопредприятиях. Большая часть из них -22 — это производимые на ВАЗе машины, от «классики» до Priora, а также Chevrolet Niva, собираемые в Тольятти на СП «Джи Эм — АВТОВАЗ». Дешевыми кредитами смогут воспользоваться покупатели Uaz Hunter и любители иномарок российской сборки: FIAT Albea, производимый в Набережных Челнах на заводе группы Sollers, Ford Focus, Kia Spectra, выпускаемая ОАО «ИжАвто», Renault Logan, собираемый на заводе ОАО «Автофрамос» в Москве, а также Skoda Fabia и Volkswagen Jetta.

Любопытно, что стоимость некоторых присутствующих в утвержденном перечне моделей значительно превышает изначально заявленные Путиным 350 тыс. р. Так, например, Volkswagen Jetta в самой простой комплектации в салоне самарского официального дилера стоит порядка 580 тыс. р., а начальная цена на Ford Focus составляет от 388 тыс. р. Любопытно, что многие пользующиеся стабильным спросом у населения и ранее считавшиеся перспективными модели, наоборот, в этот список не вошли. В частности, в списке нет автомобилей ОАО «ТагA3», например, занимавшей второе место по продажам в РФ модели Hyundai Accent, также не упомянут недавно поставленный на конвейер Volga Siber. Эксперты считают, что правительство отошло от этой цифры в интересах российских потребителей, а также отдельных иностранных производителей, имеющих производства в России.

Комментарии

Дмитрий БАРАНОВ, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»

- Все модели, попавшие в перечень, интересны покупателям. Это объясняется не только их ценовой политикой и условиями приобретения, но и в целом разными покупательскими аудиториями. По моему мнению, такое расширение списка — мера именно в интересах покупателей, чтобы у них был больший выбор. К тому же само государство поддерживает большинство автопроизводителей, имеющих производства в России, а не только исконно отечественных. И это тоже очень хороший сигнал.

Денис КОПЕНКОВ, начальник отдела продаж ЗАО «Автосалон Арго»

- Я считаю представленный список весьма субъективным. В него вошли Skoda Fabia, Volkswagen Jetta, Ford Focus — автомобили, которые ни в одной из самых простых комплектаций не стоят 350 тыс. р. Но, тем не менее, в список не попали автомобили ОАО «ТагАЗ», которые пользовались до кризиса стабильным спросом. Вероятно, это «подковерные» договоренности в высших кругах, политика государства, какие заводы оно будет поддерживать, а какие — нет.