Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (266) | 26 января 2009г.
 

Снова пять

Темпы открытия новых автосалонов в Самаре сохранятся на уровне прошлого года

Илья Казаков

В течение 2009 г. в Самаре будет закончено строительство пяти новых зданий автосалонов, находящихся сейчас в стадии 80-процентной готовности, в том числе ООО «Автомир-Богемия», ЗАО «Автоимпорт», ЗАО «Автосалон Арго». По оценкам экспертов, заморозка этих объектов обошлась бы дороже затрат на штатное завершение их строительства. Инвестиции же в возведение одного центра составляют в настоящее время в Самаре порядка $4-5 млн. Сейчас строительство приостановил только дилер Subaru ООО «Авиаавто».

В 2008 г. на самарском автомобильном рынке появились новые дилеры сразу нескольких марок. В течение года были открыты автосалоны Infiniti, Citroen, Mercedes-Benz. Кроме того, в 2008 г. в Самаре были открыты третий авторизованный центр Toyota и второй центр Peugeot. К этому времени в городе уже было начато строительство ряда новых объектов, как с расчетом на получение дилерства новых марок, так и под расширение работы с уже имеющимися.

Однако финансовый кризис вынудил дилеров внести коррективы в свои инвестиционные планы. По словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, «сейчас многие автодилеры всячески сокращают свои расходы, увольняют персонал, уменьшают бюджеты на рекламу почти до нуля, обращаются за различными видами помощи к автопроизводителям, чьи машины они продают». В условиях резкого сокращения объема продаж, почти полного исчезновения автокредитования и повысившихся цен на многие марки машин о планах активной экспансии не объявляет никто из дилеров. «Все сейчас думают о том, как преодолеть кризис и пережить тяжелые времена», — резюмирует Баранов.

В то же время вопреки негативному прогнозу в Самаре в текущем году будут открываться не только новые здания автоцентров, но и продолжится экспансия в регион автопроизводителей. Так, в феврале-апреле в Самару придут элитные Land Rover и Jaguar.

О планах открытия автосалонов этих марок уже официально объявило в прессе ЗАО «Диверс Моторс Самара», а также источники «Хронографа» в тольяттинском ЗАО «Пурпе».

В 2009 г. намерены ввести в экс- плуатацию свои новые объекты сразу три участника рынка. Дилер Skoda ООО «Автомир-Богемия» в 2009 г. закончит постройку своего монобрендового салона около магазина Castorama, тем самым выполнив требования чехов к официальным дилерам и перенеся продажи из мультибрендового комплекса на ул. Мирной в отдельное здание. Также в течение года намерено перебраться в новые помещения ЗАО «Автоимпорт», официальный дилер Honda. Как рассказали корреспонденту «Хронографа» представители компании, сейчас в новом автоцентре Honda на ул. Демократической уже идут отделочные работы. После их завершения «Автоимпорт» планирует закрыть свой сервисный центр на ул. Партизанской. ЗАО «Автосалон Арго», дилер автомобилей Hyundai в Самаре, в течение года планирует достроить новое помещение для объектов, размещенных сейчас в здании на пр. Масленникова. В салоне пояснили, что строительство собственного помещения в отличие от других дилеров для ЗАО «Автосалон Арго» вынужденный ход, т. к. в 2010 г. истекает срок аренды помещения автосалона и договор не будет продлен из-за конфликта с арендодателем.

К настоящему времени в Самаре приостановлены работы лишь над одним проектом, начатым в 2008 г. От реализации своих планов временно отказалось ООО «Авиаавто», самарский дилер Subaru. В прошлом году в районе «Мега-Самара» этой компаний был выкуплен участок земли и начато строительство салона Subaru. Но, как сообщили «Хронографу» в компании, на данный момент работы приостановлены. Более подробно комментировать эту тему представители ООО «Авиаавто» не стали. Однако некоторые участники рынка не исключают, что приостановка работ связана с падением продаж автомобилей и проблемами в финансировании строительства.

В целом все участники рынка признают, что открытие новых центров в первой половине года — это лишь завершение проектов, начатых до кризиса. По оценкам Дмитрия Баранова, после этого о новых автоцентрах в Самаре и России в целом можно будет забыть как минимум на год-полтора. По мнению экспертов, строительство в Самаре «с нуля» одного автоцентра к настоящему времени обходится в $4-5 млн. При этом срок окупаемости данных инвестиций в предыдущие несколько лет, т. е. во время постоянного роста рынка, составлял примерно 3-4 года. В период падения, по оценкам участников рынка, этот срок может растянуться на 10 лет. По словам Дмитрия Баранова, первых кризисных планов развития автодилеров стоит ждать не ранее осени 2009 г. Сейчас дилеры заняты стимулированием продаж и возлагают большие надежды на сервис уже проданных автомобилей. В то же время, по мнению эксперта, меньше всего подвержен кризису премиум-сегмент из-за традиционной удаленности от рынка автокредитования и относительной стабильности доходов большей части покупателей машин этого класса.