Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (265) | 19 января 2009г.
 

Привычное повышение

В Сызрани подорожал проезд

Петр Кожевников

С 1 января 2009 г. в Сызрани подорожали проезд и провоз багажа в муниципальном транспорте с 8 до 10 р. Соответствующее постановление №3066 29 декабря 2008 г. «О согласовании тарифов на услуги муниципального пассажирского транспорта» подписал глава администрации Сызрани Юрий КОБЯКИН. Обусловлено подорожание, судя по документу, целями «приведения тарифов в соответствие с фактическими затратами». Следом выросли цены на проезд и у большинства частников. Но некоторые из них, наоборот, даже снизили тарифы.

Обычно в подобных ситуациях с ростом тарифов на транспорте ссылаются на повышение цен на автозапчасти, ремонт и обслуживание автомобилей, а также на газ и бензин. Последние, кстати, на сызранских заправках, видимо, согласно тенденциям на мировых рынках, снизились. Так, если литр газа еще в декабре 2008 г. мог обойтись водителю в 12 р., то в январе 2009 г. — в 10,5 и даже 10 р. То же можно сказать и о бензине различных марок, дизельном топливе. Например, ситуация с АИ-92 выглядела в Сызрани следующим образом. Начиная с ноября 2008 г. цены только падали.

От 22,5 р. за литр 07.11.08 до 20,2 р. 20.12.08 и до 19,6 р. к 10.01.09. Впрочем, по мнению экспертов, большая часть автобусов в городе работает не на бензине, а на газе. Хотя предприниматели пока так и не могут окончательно определиться с контролирующими органами по поводу правил безопасного расположения газового оборудования на машинах.

Имеются в отношении тарифной политики администрации и другие вопросы. Так, уже к середине 2008 г. себестоимость поездки одного пассажира составляла в автобусе МУП «Сызранское предприятие автотранспортных перевозок» 18,9 р. В троллейбусе — 21,34 р. При этом субсидии из городского бюджета на возмещение убытков по перевозке населения за первое полугодие 2008 г. составили 12,395 млн. р. В том числе автобусами — 8,466 млн. р. Но даже при таком раскладе предприятие получило по автобусным перевозкам убыток в размере 705,9 тыс. р. Т. е. рост тарифов на проезд не приведет их к «соответствию с фактическими затратами». Не решит, по мнению экспертов, и проблему убыточности муниципального предприятия.

Впрочем, большую часть нагрузки по перевозке сызранцев несут в городе частные предприниматели. Из 63 действующих автобусных маршрутов именно они обслуживают более чем две трети, а также работают и на муниципальных «номерах». Из примерно полутысячи автобусов большой и малой вместимости в Сызрани частным перевозчикам принадлежит, по некоторым оценкам, около 80% машин. И если на многих городских маршрутах, обслуживаемых предпринимателями, цены подросли в январе до 12 р. (в «газелях» на маршрутах большой протяженности) и до 10 р. (в автобусах «ПАЗ» и «ГАЗ» и на коротких маршрутах), то некоторые частники, наоборот, снизили их с 10 до 8 р. Это произошло, например, на маршруте №35. А он как раз идет практически через весь город, связывая «Шанхай» и Юго-Западный р-н. Понятно, что обслуживающие его предприниматели Сергей Демидов и Андрей Гуменный имеют собственные соображения. Но при этом доказывают, что есть смысл перевозить пассажиров и дешевле.