Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (265) | 19 января 2009г.
 

Скинемся всем народом

За финансовое благополучие АВТОВАЗа заплатят россияне

Сейдамет Абреков

На прошлой неделе ОАО «АВТОВАЗ» сообщило, что по итогам 2008 г. его предприятиями сервисно-сбытовой сети было реализовано около 622 тыс. автомобилей Lada. Это на 6% ниже показателя 2007 г. Однако в условиях повышения курса основных валют по отношению к рублю, увеличения отпускных цен на иномарки и при помощи административного ресурса АВТОВАЗ может чувствовать себя вполне комфортно. Правда, за стабильное положение Волжского автозавода в конечном итоге придется платить всем гражданам России.

В поисках новой схемы

В условиях финансового кризиса АВТОВАЗ должен перейти на новую схему работы со своими дилерами. Теперь автомобили будут отгружаться без предоплаты, как было ранее. Фактически АВТОВАЗ будет выдавать товарные кредиты. Такая схема необходима для продолжения работы дилеров, фактически лишенных доступа к кредитным средствам.

Проблемы и у дилеров иностранных марок. Свои квоты они выкупали по стопроцентной предоплате, за редким исключением, когда автомобили поступали от дистрибьюторов-импортеров на консигнацию. В этом случае расчет производился после продажи конечному покупателю. Непроданный автомобиль мог быть возвращен. В таком случае дилер мало что терял, т. к. доставка машин до дилерского салона и уплата таможенных пошлин, как правило, происходили за счет дистрибьютора-импортера. Однако большая часть автомобилей выкупалась по стопроцентной предоплате.

Эта система в условиях, когда дилеры оказались лишены кредитных средств, пагубно сказалась на их финансовом состоянии. Потому как непроданные автомобили стояли на дилерских стоянках и в салонах, а платежи по кредитам приходилось вносить. Спрос же на иностранные автомобили в первую очередь упал из-за того, что покупатели больше не могли получать кредиты. По разным оценкам, количество продаваемых автомобилей в кредит в среднем доходило до 50-60 %.

Lada или иномарки

Местные банки, кредитовавшие местных дилеров, стали накапливать ликвидность для выплат в случае массового прихода вкладчиков. Банки чаще всего отказывали в выдаче кредитов даже на условиях 20-30% годовых. Залог в виде партии автомобилей перестал быть подходящей гарантией получения кредита, т. к. автомобиль иностранного производства перестал быть ликвидным товаром. Многие дилеры столкнулись с проблемой кассовых разрывов, что может привести к их банкротству. Больших проблем некоторым добавляло строительство новых салонов, которое велось на заемные средства. В условиях упавших продаж рассчитываться с долгами оказалось нечем. По словам владельца дилерских салонов Audi, Mazda, Honda в Тольятти Михаила Лазарева, прецеденты банкротств уже имеются. «Я знаю восемь», -сказал Лазарев.

По имеющейся информации, к таким предположительно можно отнести тольяттинских дилеров BMW, Jaguar, Volvo и Land Rover. He исключено, что подобная ситуация происходит и в других городах. По прогнозам, дилеры, которые будут закрывать свой бизнес, станут проводить распродажи с существенным дисконтом.

Эксперт «Хронографа», пожелавший остаться неназванным, сообщил, что пока точных данных по продажам в январе 2009 г. нет. «Но если говорить субъективно, то рынок от месяца к месяцу падает на 10-15%. Сильное снижение было в октябре-декабре прошлого года. В январе ожидается чуть больший провал. По ощущениям, на 30-35% по отношению к январю 2008 г.», — сказал эксперт. В результате некоторые дилеры или вовсе уйдут с рынка, или их бизнес будет продан новым собственникам. Таким образом, можно сделать вывод о процессе передела этого рынка. В результате могут пострадать владельцы тех марок, которые закончат свою работу в том или ином городе.

В более выгодном положении окажутся производители и их дилеры, имеющие в своей системе специализированный банк или финансовую структуру, заточенную под льготное кредитование дилеров и конечных покупателей. Это, к примеру, «Тойота банк», «Рено Финале», «Ниссан Финанс» и т. д. Но и у этих брендов, скорее всего, продажи снизятся, виной чему станут продолжающий повышаться курс доллара и увеличение отпускных цен на товарные автомобили иностранных производителей. Однако, как отмечают эксперты, до 50% выручки дилер может делать на продаже запасных частей и расходных материалов, потребности в которых достаточно стабильны. Также существует опасность ухода банков из сектора кредитования. Выдавать кредиты становится менее выгодным вложением средств, нежели, например, валютные операции.

Плечо для АВТОВАЗа

При этом в сложившейся ситуации правительство РФ готово обнулить тарифы ОАО «РЖД» на перевозку отечественных автомобилей на Дальний Восток и, как следствие, компенсировать выпадающие доходы железнодорожного перевозчика. Также глава правительства РФ Владимир Путин озвучил идею выдавать субсидию в виде 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ (это 8,7%) от кредита на приобретение автомобиля стоимостью до 350 тыс. р., выпущенного на территории РФ. По оценкам экспертов, льготные кредиты получат около 150 тыс. человек, которые будут приобретать автомобили Lada, ГАЗ или, к примеру, Hyundai Accent, Fiat Albea и Renault Logan, собранные в России.

Меры будут способствовать повышению спроса на российские авто, но соответственно спрос на ввезенную из-за границы технику будет падать. В среднесрочной перспективе АВТОВАЗ, несмотря на наличие, по сведениям источников «Хронографа», 130 тыс. непроданных на данный момент автомобилей, может иметь хорошие перспективы. Предприятие в очередной раз избежит непопулярного решения массового сокращения лишнего персонала (прежде всего управленческого), о необходимости которого говорят эксперты. Также вряд ли будет произведено искоренение системы теневых взаимоотношений, из-за которой, по разным оценкам, Lada стоит на 20-30% дороже, чем она могла бы стоить. При помощи административного ресурса, скорее всего, АВТОВАЗ сможет сохранить привычные объемы сбыта. А если учесть, что в скором времени ОАО «ИжАвто» все же перейдет под контроль АВТОВАЗа, то сможет и увеличить производство. Однако стимулирование продаж российских недорогих автомобилей в конечном итоге произойдет за счет средств граждан, платящих налоги.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Валерий ПАНОВ, директор ООО «Влако-Сервис» — официального дилера Mercedes-Benz

- Производитель доставляет автомобили до нашего склада бесплатно. Из Германии автомобиль приходит полностью растаможенным и застрахованным. Но прежде чем он придет сюда, мы должны оплатить 100% стоимости. Насколько знаю, Volkswagen и BMW работают с отсрочкой платежа. Дилер должен иметь свои средства или брать кредиты для выкупа квот. Абсолютно все дилеры используют кредитные схемы. Встают вопросы: успеешь ли обернуть средства или нет, какие проценты заплатишь по кредиту. Если кто-то работает на кредитные средства и живет на ту маржу, которую имеет с этого за минусом процентов, то это не совсем правильный бизнес. Однозначно должны быть собственные средства.

В нынешнем году, наверное, пока нет никаких продаж ни у кого. Хотя у нас, к примеру, работает своя система льготного кредитования. И все равно продажи не идут. Ситуацию связываю с неизвестностью завтрашнего дня. Люди держат деньги.

Михаил ЛАЗАРЕВ, владелец дилерских салонов Audi, Mazda и Honda в Тольятти

- Декабрь был хорошим месяцем в смысле продаж. Пока о январе говорить рано. Хотя продажи упали, все стоит. Наверное, народ еще пьянствует. Однозначно иномарки прибавят в цене минимум 15%. Планируется, что продажи упадут в три раза. Кредитование дилерских предприятий затруднено. Выживут только сильнейшие — как банки, так и предприятия. Либо те, кому будет доступно так называемое внутреннее кредитование, т. е. товарные кредиты, предоставляемые дистрибьюторами.

Александр КОБЛОВ, менеджер по продажам ООО «Рона» — дилера ОАО «АВТОВАЗ»

- Продажи идут у нас не слишком хорошо, но и не так плохо. Примерно на том же уровне, что и в январе 2008 г. В день продаем 5-10 автомобилей Lada, причем в кредит не более одного из них. Ранее в кредит покупали около 20% автомобилей. Этой доли покупателей мы, по сути, лишились.