Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №46 (261) | 8 декабря 2008г.
 

Трудное время поможет

Кризис вынудит чиновников работать с большей отдачей

Михаил Куракин

17 декабря в ТГД в очередной раз будет представлен проект бюджета г. Тольятти на 2009 г. В условиях развивающегося финансового кризиса в адрес тольяттинской мэрии начала звучать критика о возможной неспособности удержать в будущем году заявленные параметры бюджета. Однако именно новые куда более жесткие экономические условия ставят перед мэром Анатолием ПУШКОВЫМ (на фото) необходимость совершенствования системы управления горадминистрацией.

Неиспользованный потенциал

По прогнозам экспертов «Хронографа», пик экономического кризиса в РФ придется на апрель-март 2009 г. Причем уже сейчас наблюдатели отмечают всплеск разного рода критики в отношение мэрии г. Тольятти. Так, на одном из прошедших заседаний ТГД депутатский корпус активно критиковал прогноз социально-экономического развития Тольятти на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг. Причем основным поводом для этого стало мнение, что планы развития якобы должны быть откорректированы в сторону сокращения показателей роста. По ряду объективных причин такой подход нельзя считать адекватным.

По мнению представителей новой команды тольяттинской мэрии, внешние неблагоприятные факторы всегда могут быть использованы в качестве дополнительного стимула к усовершенствованию качества работы любой системы. В вопросах исполнения бюджета это должно отразиться на повышении качества администрирования источников поступления и исполнения расходов. Грядущие сокращения на предприятиях города могут привести к снижению уровня доходов физлиц. Причем налоговые отчисления с доходов физлиц (НДФЛ) формируют более половины городского бюджета.

«Эти факты однозначно стимулируют мэрию усилить контроль за сбором земельного налога, единого налога на вмененный доход (ЕНВД). У нас очень серьезные проблемы по договорам аренды на земельные участки, по сборам, по сборам земельного налога и т. д. Даже по аренде муниципального имущества много вопросов. Доходную часть в 2009 г. мы намерены максимально приближать к начисленной. Поэтому в предстоящем году ввиду вероятного снижения поступлений по НДФЛ самое пристальное вынимание получат вышеназванные направления», — отметил в интервью корреспонденту «Хронографа» первый заместитель мэра г. Тольятти Вадим Кирпичников. По его убеждению, нельзя недооценивать потенциалы двух других крупнейших источников доходов муниципального бюджета — земельный налог и единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Они должны стать серьезной компенсацией потерям налоговых отчислений с НДФЛ. Причем эти две статьи доходов бюджета никак не зависят от возможных сокращений на промпредприятиях.

Соответственно, повышением качества администрирования двух этих источников поступлений можно перекрыть возможные отклонения по поступлением от налогов на доходы физлиц. Тем более что на протяжении последних лет два этих источника по ряду субъективных причин администрировались не самым лучшим образом.

Роль административной воли

Очевидно, что сбор НДФЛ с работников крупных промышленных предприятий не требует особых усилий со стороны муниципалитета. В то же время именно от наличия административной воли чиновников зависит создание условий для увеличения собираемости ЕНВД и отчислений за пользование земельными ресурсами муниципалитета.

Так, например, из отчета мэрии об исполнении бюджета за 9 месяцев 2008 г. следует, что по линии ЕНВД в городскую казну поступило 204,693 млн. р., или 76,1% к утвержденному плану года (превышение от плана 1,1%); по линии НДФЛ поступило в бюджет городского округа 2687,993 млн. р., или 78,5% к утвержденному годовому плану (превышение 3,5%). В сравнении с аналогичным периодом прошлого года поступления по линии НДФЛ возросли на 592,743 млн. р. С одной стороны, это связано с ростом фонда оплаты труда, с другой — с проводимой работой по легализации недекларируемой части заработной платы. Это и есть увеличение качества администрирования источника поступлений в бюджет. В свою очередь, по линии земельного налога поступила сумма 578,580 млн. р., или 69,5% к утвержденному плану. Официальная причина отклонения — переоформление налогоплательщиками права бессрочного пользования на договоры аренды земельных участков. В период, когда в городе менялась власть, это было вполне ожидаемым.

У предшественников Анатолия Пушкова не было особых причин для жесткого проявления административной воли в данном направлении. Однако отсутствие необходимой жесткости в этих вопросах при Сергее Жилкине или Николае Уткине не означало отсутствия значительных финансовых потоков в рамках указанных направлений. Более того, достаточно крупные средства на протяжении последних десяти лет постоянно проходили в Тольятти и по линии земельной сферы, и по линии торгово-арендных услуг, формируя при этом коррупционную составляющую. В условиях нарастающего кризиса у команды мэра Пушкова попросту нет другого выбора, кроме как вернуть все эти теневые потоки в бюджет.

Причем этот механизм уже начал реализовываться.

Фактор вертикали власти

Объяснить этот тезис может тот факт, что Анатолий Пушков — это уже не консолидированный ставленник местных бизнес-элит (как это было ранее), а представитель вертикали власти, причем ее опорного фрагмента — муниципалитета. Этот факт может говорить о том, что поступления средств из вышестоящих бюджетов примут более системный характер, как в рамках программ социальной зашиты, так и в рамках федеральных и региональных программ развития.

В условиях внешнего кризиса придется работать представителям именно новой команды мэрии, которая еще не успела как следует пообтесаться в стенах мэрии. Однако это скорее позитивный момент, чем негативный. Команде Пушкова нет необходимости перестраиваться, ломая сформировавшиеся устои и нарушая неформальные обязательства.

Немаловажным здесь является и то, что Анатолий Пушков был избран уже в период окончательного оформления вертикали власти. Его кандидатура была одобрена правительством Самарской обл. Соответственно, губернатор Владимир Артяков не имеет права позволить пробуксовывать бюджетному устройству муниципалитетов, в частности Тольятти. Для него это так же важно, как и для нового мэра Тольятти. И это лишь дополнительный стимул для формирования у Пушкова мотива к более жесткому проявлению административной воли. В то же время Артяков выступает гарантом поступления в муниципалитет средств из областного бюджета и ускорения прохождения средств из федбюджета.

В условиях экономического кризиса госзаказ и муниципальный заказ обретают статус наиболее гарантированного источника получения доходов участниками рынка. Соответственно, это должно усилить конкуренцию при распределении муниципального заказа при исполнении бюджета в 2009 г. Это позволит добиться увеличения экономии бюджетных средств.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Вадим КИРПИЧНИКОВ, первый заместитель мэра г. Тольятти

- Любой муниципальный заказ выставляется на конкурс. Наоборот, для нас это лучше. Значит, цены будут опускаться. Если будут участвовать не три, а тринадцать соискателей, будет другая цена. Соответственно, мы получим больше экономии в бюджете. Сможем больше сделать, потратив меньше.