Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №46 (261) | 8 декабря 2008г.
 

Фантом генплана

Жигулевск имеет все шансы стать промзоной

Ирина Макарова

1 декабря в Жигулевске прошли общественные слушания по генеральному плану развития городского округа. Больше трех часов представители администрации и общественники спорили о перспективах развития города. Однако компромисса не нашли. Столь серьезный документ вынесли на суд горожан впервые. При создании первых двух генпланов (1961 г. и 1990 г.) мнения народа не спрашивали.

Первый заместитель мэра Жигулевска Александр Белоусов неоднократно предпринимал попытки переубедить горожан в том, что для развития туризма в Жигулевске нет условий. Разрекламированную экологию портит близкое соседство Тольятти с химзаводами, лето длится всего два месяца. Да и развернуться негде: с одной стороны Жигулевск зажат горами, с другой — Волгой. Единственное место, в котором еще можно хоть что-то туристическое построить, — Ширяево. Выхода, по мнению Белоусова, только два. Либо строить новые заводы и пополнять казну за счет самостоятельно заработанных средств, либо объявлять референдум и соглашаться стать «спальным районом» Тольятти. Подобные заявления первого зама, сделанные им во время общественных слушаний по утверждению генплана Жигулевска, потонули в гуле возмущений.

Успокаивать народ на сцену Дворца культуры вышел мэр Жигулевска Александр Курылин. Его пространная речь отчасти дала возможность понять, почему новое руководство города кардинально меняет перспективу развития Жигулевска. Мэр заверил собравшихся, что промышленность предсказуемей туризма, ее развитие легче контролировать.

Каждый искал в генплане что-то понятное для себя
Каждый искал в генплане что-то понятное для себя

Жигулевцы должны работать не в Тольятти и Самаре, а у себя. Но для этого надо создавать новые рабочие места, новые экономические зоны. И тут же оговорился: «Современные предприятия -они технологичные и не требуют большого количества работающих». Осталось непонятным, кто и какие места тогда получит.

Было бы странным строить новые заводы, не разобравшись со старыми. У того же ОАО «Жигулевский радиозавод» сегодня имеется свободный потенциал в 5600 человек (когда-то там было 6 тыс. рабочих мест, сегодня только 400). Курылин пообещал заставить владельцев старых промышленных территорий, например, автоколонны «Самаранефтегаз» или фабрики художественных изделий, «заняться делом, приведя захламленные территории в порядок». «Иначе землю придется продать инвесторам, которые непременно захотят построить на ней свои заводы», — резюмировал Курылин.

В качестве свободной экономической зоны мэр видит прежде всего район глинокарьера по старосызранской дороге. Под его развитие якобы есть шанс получить 600-800 млн. р. А если администрация сможет добиться приобретения газотурбинных установок для выработки тепла и получить дешевую электроэнергию, то исполнится мечта мэра -поставить здесь еще и теплицы.

Мечты жигулевцев были гораздо приземленнее. Они попросили уточнить характер планируемых промпредприятий. В ответ получили оригинальную метафору: «Если бы я сидел вместе с вами у елки новогодней и на ней висели завод такой-то, инвестиции такие-то, я бы вам сказал или вы мне сказали: давайте выберем такой-то. А сейчас мы только закладываем зону, но не знаем, какой будет стоять завод, ищем».

Между тем куда более актуальна другая проблема — зонирование территории. Собственно, для решения вопроса об утверждении этой части генплана и подразумевались слушания.

О территориях, которые по генплану отойдут под строительство жилья, говорили особенно долго. Каждый считал необходимым высказать личные переживания по поводу судьбы собственной дачи или гаража.

Странно, что при этом никого из собравшихся не обеспокоил, например, тот факт, что границы г. о. Жигулевск обозначены нечетко по отношению к границам Жигулевского государственного заповедника им. И.И. Спрыгина.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.