Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №33 (248) | 8 сентября 2008г.
 

Спекуляция на долгах

РАТ-Т нашел способ обратить на себя внимание

Наталья Матвеева

4 сентября состоялось заседание совета директоров ОАО «РегионАвтоТранс-Тольятти» (РАТ-Т). На нем обсуждался вопрос задолженности предприятия перед ОАО «ВТБ-Лизинг». По словам руководителя департамента дорожного хозяйства транспорта и связи мэрии г.о. Тольятти Геннадия ТАРАНОВА, решение этой проблемы совет видит в том, чтобы обеспечить РАТ-Т заказом со стороны муниципалитета. Как полагают источники «Хронографа», это может повлечь за собой кардинальный пересмотр действующей системы городских перевозок.

На минувшей неделе в мэрии Тольятти активизировались переговоры относительно дальнейшей судьбы двух муниципальных перевозчиков — ОАО «РАТ-Т» и МП «ТПАТП-1». 4 сентября состоялось заседание совета директоров ОАО «РАТ-Т», в состав которого со стороны мэрии входят первый заместитель мэра Вадим Кирпичников и руководитель департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии Геннадий Таранов. Как известно, 49% акций этого предприятия принадлежит муниципалитету.

На совещании обсуждались планы предприятия по погашению задолженности перед ОАО «ВТБ-Лизинг», которая в настоящее время составляет около 200 млн.р. И, как считает Таранов, до нового года может достичь цифр, угрожающих дееспособности предприятия. Одновременно с этим в прессе появилась информация о том, что мэрия якобы рассматривает вариант ликвидации ОАО «РАТ-Т» и прорабатывает планы создания некоего холдинга на базе МП «ТПАТП-1». Однако руководитель транспортного управления мэрии Александр Козьяков считает: «Внутренние проблемы РАТ-Т состоят не в том, о чем пишут СМИ. Ликвидировать РАТ-Т и тем самым срывать перевозки ОАО «АВТОВАЗ» никто не позволит. Тем более что МП «ТПАТП-1» еще в процессе приватизации передало часть имущества ОАО «РАТ-Т».

По его мнению, сейчас нужно создать условия, чтобы муниципальные перевозчики могли работать спокойно. В этой связи маршрутную сеть, споры вокруг которой велись в июле (см. «Хронограф» №29 (244) от 14.07.08) решили пока не менять. Между тем департамент планирует провести новый анализ транспортной сети города и на его основе сформировать правила для того, чтобы оптимизировать городские перевозки. Как пояснил Козьяков, сам анализ займет несколько месяцев. По предварительным подсчетам, он будет стоить около 6 млн.р., взять которые планируется из бюджета города. Однако некоторые из депутатов уже сейчас настроены скептически по этому поводу. Председатель комиссии по городскому хозяйству ТГД Александр Денисов уже заявил: «Анализы дорожной сети города Владимир Перельштейн (бывший директор департамента экономики мэрии г.о.Тольятти. -Прим. авт.) проводил по два раза в год. И необходимости делать это снова нет». Наблюдатели полагают, что тему ликвидации ОАО «РАТ-Т» начали муссировать с подачи депутатов, заинтересованных в сохранении позиций на рынке альтернативных перевозчиков. Эксперты «Хронографа» связывают волнения вокруг вопроса неплатежеспособности ОАО «РАТ-Т» с обострением борьбы в сфере перевозок, начавшейся после прихода в профильный департамент нового руководства (см. «Хронограф» № 27 (242) от 30.06.08) и его намерений разработать новые правила игры на рынке. Ведь ОАО «АВТОВАЗ», которое, как известно, обеспечило 76% перевозок РАТ-Т, до сих пор не заявило о своем намерении увеличить объем заказа. Облегчить финансовую нагрузку, как полагает совет директоров РАТ-Т, можно, если обеспечить его заказом со стороны муниципалитета. Таким образом, может сложиться впечатление, что, не располагая реальной поддержкой АВТОВАЗа, решить проблемы этого предприятия мэрия пытается за счет перераспределения сил на рынке частных перевозок.

Однако в ТГД считают, что, если команда Таранова начнет ломать сложившуюся систему перевозок, вряд ли ему удастся получить одобрение думы даже на очередное аналитическое обоснование своих планов. Таким образом, если планы в отношении АВТОВАЗа есть и у МП «ТПАТП-1», не исключено, что разговоры о ликвидации РАТ-Т могут иметь основание. Генеральный директор ОАО «РАТ-Т» Валерий Толкачев от комментариев отказался.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.