Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №33 (248) | 8 сентября 2008г.
 

Сэкономил на инженерах

Результаты глобальной политики ректора ТГУ

Георгий Бржевский

1 сентября в Тольяттинском государственном университете (ТГУ) могли бы начать обучение студенты первого курса, которые по заявкам тольяттинских промышленных предприятий должны были учиться по специальности «Электромеханика». Однако студентов перевели на другие направления. Несмотря на это в конце августа на собрании преподавательского коллектива ректор ТГУ Сергей ЖИЛКИН (на фото) объявил о создании некого Кластерного автомобильного университета, который будет охватывать автомобильные факультеты и кафедры вузов Поволжья. Эксперты считают создание этого университета попыткой Жилкина завуалировать некоторые провалы в работе ТГУ по линии подготовки специалистов для промпредприятий.

Просьбы заводчан

В декабре 2007 г. ректор ТГУ Сергей Жилкин подписал договор о сотрудничестве с ООО «Тольяттинский трансформатор» (ТТ), по которому ТГУ обязался организовать набор студентов и обеспечить их надлежащую подготовку по специальности «Электромеханика». В свою очередь ТТ в лице генерального директора предприятия Игоря Птицына гарантировал оплату обучения десяти студентов в размере 50% от стоимости обучения. Однако те студенты, которые собирались обучаться по вышеназванной специальности, руководством ТГУ были переведены на другие направления.

Заинтересованность промышленников в подготовке инженерных кадров связана, во-первых, с увеличивающимися объемами производства, во-вторых, с постоянно совершенствующимся оборудованием, для работы на котором необходимы фундаментальные знания. Об этом также свидетельствуют письма руководства ОАО «АВТОВАЗ» в адрес ТГУ. В одном из таких писем (от 18.04.07) директор механосборочного производства ОАО «АВТОВАЗ» Владимир Бокк просил сохранить специальность «Электромеханика» в структуре ТГУ. В другом письме (от 05.07.07) уже исполнительный директор ОАО «АВТОВАЗ» по производству Виталий Вильчик просил Жилкина возобновить набор студентов по этой же специальности. «В связи с поступлением в производство нового оборудования растет номенклатура новых типов электродвигателей и проводов. Для организации ремонтообслуживания электрооборудования нужны специалисты-электромеханики, ежегодная потребность в которых составляет 15-20 человек» — пишет Бокк.

На этом фоне логичным шагом для ТГУ стало бы направление своих ресурсов на сохранение тольяттинской инженерной школы. Однако просьба производственников услышана не была. Как стало известно, студенты первого курса, ранее подавшие документы и поступившие в 2008 г. на специальность «Электромеханика», были переведены на другие направления. «После того как мы узнали, что набора на кафедру «Электромеханика» в этом году не будет, «Тольяттинский трансформатор» инициировал без конкурсное поступление на третий курс ТГУ и оплаты обучения 16 лучшим выпускникам тольяттинского электротехнического колледжа», — пояснила директор по персоналу ООО «Тольяттинский трансформатор» Ольга Хайрулина. В данный момент в ТГУ по специальности «Электромеханика» обучаются студенты только 4-5 курсов.

Другие приоритеты

При этом стоит напомнить, что ранее престиж электротехнического факультета Тольяттинского политехнического института (ТПИ) и востребованность подготовленных там специалистов были весьма велики и уступали лишь автомобильному факультету. Высказываются предположения, что упадок электрофака связан в том числе и с увлеченностью нынешнего ректора развитием гуманитарного сектора ТГУ. Инициатива по сокращению количества учебных мест в ТГУ на основные инженерные специальности идет вразрез с заявлением руководства РФ о необходимости обращать большее внимание на подготовку инженерных кадров, чтобы обеспечить индустриальный рост России и создать высокотехнологичную и конкурентную промышленность. Т. е. тенденция, которая сегодня наблюдается в государственном вузе, противоречит веяниям государственной политики, что выглядит несколько странным. В частности, упадок электротехнической школы может ослабить позиции тольяттинских предприятий и, соответственно, ухудшить экономическое состояние города. Кроме того, в ТГУ были закрыты группы подготовки специалистов по вечерней форме. Это снизило интеpec со стороны молодежи, желавшей получать высшее образование без отрыва от производства. Также по непонятной причине были объединены такие несовместимые кафедры, как «Детали машин» и «Химия».

Подобные пертурбации эксперты связывают с борьбой с преподавателями, несогласными с политикой ректора Жилкина. В итоге инакомыслящие были вынуждены или уволиться из вуза, как, например, доцент кафедры «Техническая эксплуатация автомобилей и восстановление деталей» Автомеханического института ТГУ Николай Живоглядов, или переводились на младшие должности, как, например, завсекцией «Электромеханика» ТГУ Николай Бахарев.

Развитие инженерных специальностей куда затратнее, чем создание новых гуманитарных направлений, таких как юриспруденция, экономика, журналистика, дизайн и т.д. Для подготовки будущих технарей необходимо соответствующее дорогостоящее лабораторное оборудование, тогда как для гуманитариев зачастую нужны только «стол и стул». С учетом возможности коммерческого образования гуманитарные направления на порядок быстрее позволяют окупить затраты на их создание. В то время как развитие технической школы требует более длительных капитальных вложений.

Другой проблемой сохранения в ТГУ технической школы, созданной еще в советские годы под руководством ректора Владимира Столбова, является слабая система воспроизводства преподавательских кадров.

Во времена ТПИ это происходило за счет студентов, активно занимавшихся научно-исследовательской работой. Впоследствии они поступали в аспирантуру, оставались преподавать на кафедрах ТПИ. Но для этого создавались условия.

Сегодня в ТГУ тоже имеются студенты, увлеченные научно-исследовательской работой. Так, например, группа студентов из Автомеханического института (АИ) разработала уникальный гоночный автомобиль. Однако, по словам директора АИ Александра Скрипачева, у них даже нет средств, чтобы показать разработку на специализированных выставках и конференциях. Ребята вынуждены искать спонсоров на стороне. Несложно догадаться, что при таком отношении энтузиазм может очень скоро угаснуть.

Все ради ТГУ

Одновременно с этим руководство ТГУ находит деньги, чтобы создавать все новые гуманитарные направления, к примеру, юриспруденцию. Причем в данном случае это сопровождалось даже конфликтом с другим вузом, для которого юриспруденция является одним из основных направлений. Так, по словам ректора Волжского университета им. В.Н. Татищева (ВУиТ) Владимира Якушина, бывшие работники ВУиТ перешли в ТГУ не очень красиво, а именно: взяли университетские данные ВУиТ и якобы с их помощью открыли в 2007 г. в ТГУ специальность «Юриспруденция». В отношении этих лиц было инициировано возбуждение уголовного дела (см. «Хронограф» №29 (244) от 14.06.08). Имеются у городских СМИ большие претензии и к качеству обучения будущих журналистов на соответствующем факультете ТГУ. Приходя в редакции, к примеру, на практику, студенты журфака ТГУ испытывают большие проблемы, когда сталкиваются с реальной работой современных СМИ.

Между тем ректор ТГУ Сергей Жилкин на августовском собрании преподавательского состава университета заявил о новых планах. Теперь он помышляет о создании некого Кластерного автомобильного университета (КАУ), суть которого в объединении нескольких вузов Поволжья, где есть автомобильные факультеты и кафедры. Сразу же возник вопрос: каким образом будет происходить объединение и как будет распределяться государственное финансирование данных вузов? Причем мнение руководства других вузов на эту жилкинскую инициативу пока неизвестно. Возможно, поэтому эксперты «Хронографа» оценивают проект создания КАУ как возможный вариант для Жилкина уберечь свое детище — ТГУ от грядущего сокращения общего количества высших учебных заведений по стране. Министерство образования планирует, что в скором будущем в России останется всего 51 вуз. Для ТГУ в его нынешнем состоянии может оказаться очень важным найти новую идею. Как известно, Жилкин большой специалист по созданию всего нового. Хотя ряд экспертов считает, что созданием нового университета Жилкин может попытаться завуалировать некоторые провалы в работе ТГУ по линии подготовки специалистов для промпредприятий.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.