Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (246) | 28 июля 2008г.
 

Владимир Якушин:

Наша задача – дать надлежащее образование

Константин Грайко

По данным Росстата, количество студентов, обучающихся в негосударственных образовательных учреждениях, за период с 2000-2001 по 2006-2007 уч. г. увеличилось более чем в два раза. При этом поток студентов в государственных вузах практически не изменился. Во многом это обусловлено тем, что статус некоммерческой организации дает негосударственные учебным заведениям больше возможностей для эффективного использования средств, а соответственно, для более динамичного развития. При этом ценовая политика НОУ зачастую более лояльна к студенту, чем в госвузах. Тенденции развития негосударственного сектора образования в рамках государственных стандартов корреспондент «Хронографа» обсудил с ректором ОАНО «Волжский университет им. Татищева» Владимиром ЯКУШИНЫМ.

- Конкуренция является одним из принципов современного бизнеса, в т. ч. и в сфере образования. Учебным заведениям приходится искать новые формы привлечения абитуриентов. ВУиТ пошел по пути создания образовательных площадок в малых городах области. Насколько эффективна такая концепция развития вуза?

- В последнее время многие вузы столкнулись с ситуацией, когда множество людей, желающих получить образование, компактно проживают в небольших городах и районах. В нашей области это касается прежде всего Жигулевска и Сызрани. Там много желающих учиться в ВУиТе, но далеко добираться. Люди знают, что ВУиТ — социально ориентированный вуз, обладающий очень высоким кадровым потенциалом. У нас относительно недорогое обучение, что особенно важно для работников госбюджетных сфер. Что делать в сложившейся ситуации? Может, целесообразно возродить практику бывшего Всесоюзного юридического заочного института (ВЮЗИ), у которого было около сотни учебно-консультационных пунктов (УКП).

Суть УКП заключалась в том, что не студенты ездили в Москву к преподавателям, а московские преподаватели ездили в провинцию к студентам, точнее, потокам студентов. Этот вопрос мы обсудили с заместителем директора ВНИИ высшего профессионального образования при нашем министерстве Борисом Сазоновым. Он эту идею одобрил. Решили создать несколько площадок в близлежащих населенных пунктах.

Это был 2003 г. Сегодня в Сызрани обучаются по специальностям высшего образования уже порядка 400 человек. В Жигулевске — чуть меньше, порядка 200 с учетом специальностей колледжа. Это не филиалы, это самостоятельный поток студентов, которые не имеют возможности ездить в Тольятти. Поэтому наши преподаватели едут к ним.

Сейчас мы получаем письма от администраций, от начальников милиции районов с благодарностью за то, что люди получают качественное образование без отрыва от производства. Сотрудник не уходит на 40 дней на сессию, не надо платить командировочные, не надо замещать на работе. Наш университет, еще раз повторю, — социально ориентированный вуз. Базу, конечно, расширять надо, развивать структуру, но прежде всего наша задача — помочь людям, дать надлежащее образование.

- В прошлом году было заключено трехстороннее соглашение между университетом им. Татищева и мэриями городов Тольятти и Казанлыка о создании филиала ВУиТ в Болгарии. Как проходит реализация данного проекта?

- Мы сейчас готовы к открытию филиала в Болгарии. Полностью собран и подписан весь пакет документов. Готовы учебные планы, есть согласованность по кадрам, болгарская сторона уже предоставила площади для занятий, для общежития, для проживания преподавателей. Все уперлось в очень простой факт. В Болгарии первая ступень высшего образования (бакалавр) — государственная. И только дальнейшее обучение в магистратуре платное. Все люди, которые получают высшее образование первой ступени, получают его бесплатно за счет государства. Поэтому, для того чтобы открыть филиал и готовить специалистов, нужно получить квоту. Мы сейчас ждем, какую квоту даст Министерство образования Болгарии городу Казанлыку на бакалавриат по трем нашим специальностям: «Юриспруденция», «Информатика» и экономический блок.

- В свое время ВУиТ на аукционе выкупил здание в Жигулевске. Его реконструкция и ремонт также потребовали серьезных расходов. Насколько, по-вашему, эффективно подобное вложение средств?

- Да, мы выкупили в Жигулевске здание. Во-первых, потому, что оно необходимо для деятельности образовательной площадки, чтобы не арендовать у кого-то помещения. Не только для университетских занятий по специальностям высшего образования, но и для среднеспециального образования в рамках колледжа.

Мы постарались провести реконструкцию и ремонт таким образом, чтобы получить удобное и функциональное здание в классическом академическом стиле. Теперь оно имеет индивидуальный архитектурный облик, но при этом прекрасно вписывается в окружающую застройку. Я думаю, что силы и средства потрачены не зря. Ведь учебный корпус — это наше лицо, наш престиж, наша репутация.

Плюс к этому мы знали, что в Генпрокуратуре сейчас обсуждается вопрос об открытии филиала академии при Генеральной прокуратуре в Поволжье. На сегодняшний день подобных филиалов три: в Санкт-Петербурге, в Иркутске и в Новосибирске. Было принято решение об открытии еще трех филиалов. На Дальнем Востоке (во Владивостоке), на юге России (скорее всего, в Ростове) и в центральной части России. Возник вопрос — где? Претендуют две области — Самарская и Саратовская. Я думаю, что такой корпус в Жигулевске плюс около 50 мест в общежитии и шикарная база ВУиТа могут склонить чашу весов в пользу Жигулевска.

- Насколько логично, что инициатором предложения о создании филиала академии в Самарском регионе выступил негосударственный вуз?

- Преподаватели ТГУ как раз очень возмущены тем фактом, что прокурор области ходатайствует об открытии филиала академии при Генпрокуратуре на базе ВУиТа -негосударственного вуза. Господам, фактически еще не имеющим юрфака, даже невдомек, что по своему статусу автономная некоммерческая организация по сути не отличается от государственного вуза, выдает государственные дипломы, работает по госстандартам, но не дотируется из бюджета.

А они, вместо того чтобы изучить законы, пишут жалобы. Видимо, не принимая во внимание то, что с 2009 г. все государственные вузы станут либо супермонстрами, либо государственными учреждениями, вся прибыль которых будет идти в министерство, где и будет распределяться дальше. Те, кого это не устраивает, вынуждены будут поменять статус на автономные образовательные учреждения. Их государство учредило, и все они будут на самоокупаемости. Многие этого не понимают.

- Как один из вариантов развития ВуиТа рассматривается создание академического городка на территории Прибрежного парка. Какова концепция этого проекта?

- Я по секрету скажу, что у меня, как у ректора, в заначке семь вариантов дальнейшего расширения нашего университета. Какие — не скажу. Но то, что университет будет развиваться, это однозначно. В Прибрежном парке есть около 70 га, которые можно задействовать под университетский кампус. 8 июля я встречался по этому поводу с мэром Пушковым. Он сказал, что эта идея правильная, ее надо реализовывать, и мы ее реализуем. Для этой цели университет выделит порядка 1 млн. р. на подготовку эскизной документации. Надо сделать так, чтобы в Тольятти был свой центр образования, науки и культуры.

- Существует стереотип, что обучение в негосударственных учебных заведениях стоит дороже, чем в государственных. При этом последние дают более качественное образование.

- Данный стереотип сформировался в период появления первых частных образовательных учреждений. К сожалению, до сих пор у многих понятие «негосударственный» ассоциируется с «коммерческий». А это разные вещи. Есть действительно коммерческие вузы, где учредители делят прибыль, решают, сколько выделить на зарплату преподавателям, сколько на расширение базы, а сколько себе (учредителю) в карман. Что касается стоимости обучения, сравните сами: например, по специальности «Юриспруденция» в СамГУ обучение стоит 65 тыс. р. в год, в ТГУ — 46,8 тыс. р., в ВУиТе — 32 тыс. р.

При этом надо сказать, что статус государственного вуза далеко не всегда определяет качество образования. Большинство филиалов иногородних госвузов занимается профанацией. Потому что кадрового обеспечения нет, литературы нет, условий для занятий нет, никто не занимается со студентами военно-патриотическим воспитанием, нравственным, культурным, физическим развитием. Задача метрополии — вытащить из региона деньги. Филиалы выполняют эту задачу. Я думаю, что должны быть настоящие доморощенные высшие учебные заведения.

- Каким образом ВУиТ реагирует на изменения рынка труда региона и какие факторы учитываются при создании новых специальностей?

- В этом году мы открыли новые специальности. Получили аккредитацию по «Мехатронике», планируем аккредитовать «Робототехнику». Как правило, все программы высшего образования мы апробируем в рамках своего колледжа. Благодаря этому мы пришли к выводу, что некоторые специальности открывать у себя нецелесообразно. Но если специальность действительно востребована, если она перспективна, если у нас нет солидных конкурентов в этой области, то мы ее обязательно откроем. У нас в колледже проходят обучение работники общественного питания, туристического бизнеса, косметологи, визажисты. Подобных специальностей нет в университете. Но нам нет смысла открывать, например, специальность «Гостиничное хозяйство». Зачем нам это делать, если в ПТИСе это хорошо поставлено. Я думаю, что в данном случае надо идти по пути взаимовыгодного сотрудничества.

Ситуация, сложившаяся сегодня на рынке труда, во многом парадоксальна. Лиц, которые окончили учебные заведения много, а специалистов нет. По сути, дипломы зачастую покупаются. Возьмите дистанционное обучение. Надо посмотреть кино, разложить его по полочкам, определить круг вопросов и дать на них ответы. Практикой доказано, что лишь 10% людей готовы к самообразованию. В итоге диплом есть, а знаний нет.

Второй парадокс заключается в том, что даже те, кто имеет хорошую фундаментальную подготовку в области, скажем, права, не всегда востребованы. Потому что имеют недостаточно мировоззренческой базы. Я чуть не возбудил уголовное дело против одного нашего выпускника, который пришел ко мне с подложными документами. Так вот это не юрист, это — делец. Он нацелен на то, чтобы урвать. Как акула, которая реагирует на кровь. Схватил кусок мяса — и в сторону, затаился. Соответственно, на одном месте долго не засиживается.

Третий момент. Предприятия и учреждения сейчас выстраивают отношения с иностранными фирмами. Работодателю нужно, чтобы помимо профессиональных качеств юрист знал иностранные языки. На данный момент одним из критериев, определяющих качество выпускника, является знание иностранных языков. Это настолько важный критерий, что даже среди преподавателей возник здоровый ажиотаж по углубленному изучению иностранных языков. С этой целью только в прошлом году 28 преподавателей ВУиТ бесплатно обучились английскому языку.