Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №16 (231) | 21 апреля 2008г.
 

Заказчик из Ирана

СНТК подпишет крупный контракт с НИГК

Иван Григорьев

21 апреля на СНТК им. Кузнецова прибывает делегация иранской Национальной газовой компании (НИГК). По информации «Хронографа», стороны планируют подписать протокол о намерениях, предусматривающий поставку до 20 электростанций в год на нужды иранских ТЭЦ, а также около 40 газоперекачивающих агрегатов (ГПА) для нефтегазового комплекса Исламской республики. Сумма будущего контракта с учетом затрат на разработку изделий может превысить 10 млрд. р.

В декабре 2007 г. состоялся ознакомительный визит делегации СНТК во главе с исполнительным директором Василием Лапотько в Тегеран (см. «Хронограф» №8 от 3.03.08). В ходе рабочей поездки было выяснено отношение Ирана к изготавливаемым в Самаре ГПА. Контракт не был подписан, однако подтвердился принципиальный интерес иранцев к продукции СНТК. В кулуарах сообщалось о достижении предварительного устного соглашения на поставку в Иран 40 ГПА и 7-8 газоперекачивающих станций на их основе.

Действия партнеров активизировались накануне выхода указа президента РФ о создании двигателестроительного холдинга. На прошлой неделе источник в руководстве Оборонпрома сообщил корреспонденту «Хронографа» о прибытии делегации иранской Национальной газовой компании (НИГК) на Ново-Грязовецкую газокомпрессорную станцию. «Они посмотрят наши агрегаты в действии, после чего направятся на СНТК, — пояснил собеседник. — Помимо электростанций, переговоры по которым пройдут 21 апреля, иранцев интересуют ГПА и газотурбинные установки (ГТУ).

В Исламской республике достаточно газа, чтобы заставить работать все эти изделия на полную мощность, отсюда есть основания полагать, что контракт будет заключен на довольно крупную сумму». По данным источника, сами иранцы чрезвычайно заинтересованы в сотрудничестве с российскими предприятиями, т. к. вынуждены искать замену выбывающим из-за эмбарго и санкций европейским и американским поставщикам. Впрочем, никаких конкретных цифр по объему и стоимости портфеля иранских заказов в Оборонпроме озвучивать не стали. «Дело в том, что ясность по деньгам наступит только после формирования так называемого технического облика изделия, который может включать очень много дополнительных опций. Этот процесс занимает, как правило, год», — говорит источник в Оборонпроме.

Неопределенность характеристик станций, которые будут поставляться в Иран, подтвердили и на самом СНТК. «Например, пока не принято решение о том, на базе какого двигателя строить электростанцию — НК-16 или НК-32, — сообщает источник «Хронографа» на заводе. — В случае с НК-16 ее суммарная мощность может в полевых условиях достигнуть 25 МВт. Если же ставить модернизированный 32-й движок, то мощность будет выше как минимум на 60%». Аналогичная ситуация складывается вокруг ГПС. «Они приедут, зададут параметры изделия, после чего будет сформирован его технический облик и составлено техническое задание, — поясняет источник. -Так что реализация проекта будет вестись в полном соответствии с требованиями заказчика».

Другой источник на СНТК сообщил некоторые подробности соглашения, подписание которого намечено на 21 апреля. «Это, скорее всего, будет протокол о намерениях, предусматривающий поставку до 20 электростанций в год на нужды иранских ТЭЦ, а также около 40 ГПА для нефтегазового комплекса Исламской республики, — сообщает сотрудник завода. — Причем наши гости заказывают ГПА еще и с прицелом на передачу со временем технологии ремонта, обслуживания и изготовления электростанций и станций газоперекачки на их базе». По мнению источника, последний вариант маловероятен, если учесть, что в конструкции двигателей НК применяются технологии «двойного» назначения, «не подлежащие раскрытию».

По словам аналитика ИК «Финам» Константина Романова, «если учесть, что средняя стоимость двигателя для газоперекачивающей станции находится в районе 80 млн. р., а станция целиком оценивается в 300 млн. р., то сумма будущего контракта с учетом затрат на разработку технического облика изделий может превысить 10 млрд. р. Это событие способно цементировать двигателестроительный холдинг под занавес его формирования не только по причине создания благоприятной конъюнктуры рынка в среднесрочном периоде».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.