Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (228) | 7 апреля 2008г.
 

Инфраструктура за федеральный счет

Павлу Донскому и Анатолию Пушкову предстоит научиться привлекать средства из федбюджета

Павел Соколов

Серьезным препятствием на пути роста городов Самарской обл. за счет застройки новых территорий стал системный административный кризис, выраженный в неспособности привлекать средства федерального бюджета по линии федеральной целевой программы «Жилище». Данная программа предусматривает финансирование работ по обеспечению коммунальной инфраструктурой новых участков под жилищное строительство. Эти затраты могут составлять около 30% от общей стоимости строительства новых жилых объектов. До сих пор Тольятти не получил ни рубля по этой линии.

О реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» на территории Самарской обл. было сказано много, но сделано мало. Отчеты о сдаваемом в эксплуатацию новом жилье еще не означают, что оно было построено в рамках этого нацпроек-та. О реальной реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» можно говорить только после того, как будет налажено четкое функционирование системы привлечения средств межбюджетного взаимодействия в цепочке «муниципалитет -правительство области — правительство РФ» по линии федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище». ФЦП «Жилище» функционирует с 2002 г., с 2005 г. она является опорной программой национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Важнейшим элементом ФЦП «Жилище» является подпрограмма «Обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой». По разным экспертным оценкам, стоимость затрат, связанных с обеспечением нового участка коммунальной инфраструктурой, может достигать (а в отдельных случаях и превышать) 30% итоговой стоимости строительного проекта в целом. Но этих издержек можно было бы избежать, если бы местные чиновники сумели бы завести на подконтрольную им территорию средства по линии соответствующей подпрограммы ФЦП «Жилище». Так, например, еще в сентябре 2006 г. в Москве во время семинара «Перекресток национальных проектов» начальник объединенной дирекции по реализации федеральных инвестиционных программ федерального агентства по строительству и ЖКХ «Росстрой» Анатолий Мишанов заявил, что в проект федерального бюджета на 2007 г. в состав расходов на тот момент уже была внесена сумма 300 млрд. р. для осуществления межбюджетных трансфертов по линии реализации проектов федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище». Т. е. в среднем на регион было предусмотрено около 3-4 млрд. р. По этому поводу присутствовавший на том семинаре председатель комитета Совета Федерации ФС РФ по делам федерации и региональной политике Рафгат Алтынбаев (бывший мэр Набережных Челнов) подчеркнул, что решить проблему модернизации коммунальной инфраструктуры за счет средств муниципальных бюджетов не под силу даже таким самодостаточным городам, как Тольятти или Самара (см. «Хронограф» №30 (149) от 25.09.06).

Примечательно, что при губернаторе Самарской обл. Константине Титове областное руководство не могло блеснуть высокими объемами привлеченных из федерального бюджета средств по линии подпрограммы «Обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой» ФЦП «Жилище». Так, например, в 2007 г. Самарская обл. имела возможность привлечь 2,38 млрд. р. из федерального бюджета. Но для этого нужно было предусмотреть примерно такой же объем финансирования за счет бюджета области. Однако по подпрограмме «Обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой» в 2007 г. предполагалось выделить из областного бюджета всего 24,4 млн. р. Из федерального бюджета на это запрашивалось всего 35,1 млн. р. На реализацию подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» в 2007 г. в областном бюджете было заложено 252,5 млн. р. Из федерального на нее был запрошен всего 41 млн. р. Однако даже эти незначительные суммы чиновники областного правительства умудрились не получить (см. «Хронограф» №45-46 (164-165) от 25.12.06). Дело в том, что при прохождении второго этапа согласования проектов в Минрегионразвития РФ все заявки Самарской обл. по подпрограмме «Обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой» были отклонены. Самарские чиновники просто забыли подписать с Росстроем соглашение после прохождения первого этапа экспертиз. Кем именно была простимулирована их забывчивость, теперь уже догадаться несложно. Однако это лишило 7 городов Самарской обл. возможности за счет федеральных средств обустроить инженерно-коммунальной инфраструктурой земельные участки общей площадью более 650 га. На этих землях планировалось возводить дома в рамках нацпроекта «Доступное жилье». Однако выяснилось, что причина отсутствия федеральных денег не только в пассивности чиновников областного правительства. Муниципалитеты очень часто пренебрегают возможностями привлечения денег по федеральной линии. В частности, в декабре 2007 г. во время телевизионного эфира о наличии подобных недоработок со стороны муниципальных властей говорил министр управления финансов Самарской обл. Павел Иванов. С его слов, федеральная власть действует по принципу: нет заявки — нет денег (см. «Хронограф» №48 (213) от 17.12.07).

В данной ситуации местным строителям ничего не остается, как уповать на обещанную эффективность функционирования новой вертикали власти, выстраиванием которой начиная с 2004 г. занимался президент РФ. Одним из первых кадровых решений нового губернатора Владимира Артякова по обновлению правительства Самарской обл. стало назначение в сентябре 2007 г. на пост министра строительства и ЖКХ Самарской обл. Павла Донскова. С 2000 г. он на руководящих должностях в ФГУП «Рособоронэкспорт», связанных со строительством и эксплуатацией объектов различного назначения. Работал на АВТОВАЗе при Артякове.

Есть надежда, что бывшему вазовцу — новому мэру Тольятти Анатолию Пушкову удастся выстроить оперативное взаимодействие с другим бывшим вазовцем — министром строительства Павлом Донским по проведению заявок в формате «муниципалитет — правительство области — правительство РФ» по линии ФЦП «Жилище».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

Перечень строительных проектов, представленных правительством Самарской обл. в Федеральное агентство по строительству и ЖКХ на субсидирование из федерального бюджета 2007 г. процентной ставки по привлекаемым кредитам, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой»:

1. Жилой район «Волгарь» в Куйбышевском р-не Самары (жилые дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и отдельно стоящие объекты общественного, бытового, социально-культурного и торгового назначения).

2. Строительство жилых домов по ул. Силовой в Промышленном р-не Самары.

3. Комплексная застройка жилого района «Восточный» с. п. Луначарский муниципального р-на Ставропольский Самарской обл.

4. Строительство мкрн «Дубрава» в п. г. т. Стройкерамика муниципального р-на Волжский Самарской обл.

5. Малоэтажная застройка мкрн «Южный» г. Похвистнево Самарской обл.

6. Застройка юго-восточной части г. Отрадный Самарской обл.

7. Жилая застройка в границах ул. Дыбенко, Карбышева, Долотной, Гастелло в Советском р-не Самары.

По итогам рассмотрения поступивших заявок комиссия приняла решение отклонить заявки по следующим проектам в связи с несоответствием требованиям, предусмотренным подпрограммой «Обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой»:

1. Строительство жилых домов по ул. Силовой в Промышленном р-не Самары.

2. Комплексная застройка жилого района «Восточный» с. п. Луначарский муниципального р-на Ставропольский Самарской обл.

3. Строительство мкрн «Дубрава» в п. г. т. Стройкерамика муниципального р-на Волжский Самарской обл.