Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (228) | 7 апреля 2008г.
 

Александр Дроботов:

Дума мобилизовала свою работу

Татьяна Никонорова

2 апреля Тольяттинская городская дума (ТГД) провела общественные слушания по вопросу внесения изменений в устав г. Тольятти. Новая система формирования представительного органа власти в Тольятти уже вызвала вопросов больше, чем ответов. Вместе с тем не следует забывать, что срок полномочий ТГД IV созыва будет окончательно исчерпан только через год. О задачах, которые пока еще стоят перед ТГД, о взаимодействии ТГД с мэрией г. Тольятти корреспонденту «Хронографа» рассказал председатель гордумы Александр ДРОБОТОВ.

- Александр Николаевич, ТГД уже начала работу над законодательным обеспечением будущих выборов в представительный орган г. Тольятти. В городе неоднократно всплывала информация о том, что ТГД IV созыва на волоске от роспуска. Означает ли это, что ТГД этого созыва фактически исчерпала себя?

- Во-первых, вы, наверное, заметили, что дума в последнее время мобилизовала свою работу. Мы пытаемся предложить новой административной команде и недавно избранному мэру максимум рекомендаций, касающихся городского хозяйства, приватизации муниципального имущества, бюджетной росписи. Также мы готовы выдвинуть достаточно предложений, касающихся межпарламентского сотрудничества, возможности привлечения средств областного бюджета на территорию г. Тольятти.

Объем информации, который обрушился на нового мэра, просто огромен. Сейчас запускаются механизмы будущих изменений в системе управления г. Тольятти. Кроме того, не следует спускать на тормозах вопросы наполнения и исполнения бюджета. Сейчас объясню почему.

В бюджете Самарской обл. сейчас для г. Тольятти предусмотрено 957 млн. р., из них 110 млн. р. предназначены для развития, завершения реконструкции лечебного корпуса МУЗ ГБ №2 под Центр сердечно-сосудистой хирургии, строительство общеобразовательных школ. Но есть еще постановление правительства Самарской обл., в котором для г. Тольятти предусмотрено 477 млн. р. для строительства различных объектов, заказчиками которых является правительство Самарской обл. Это берегоукрепление Куйбышевского водохранилища (75 млн. р.), жилищное строительство (10 млн. р.), переселение граждан из ветхого и аварийного фонда (тоже 10 млн. р.) и множество других насущных расходов.

Эти ресурсы, как и ресурсы, предусмотренные в бюджете Самарской обл. для развития г. Тольятти, требуют, чтобы для их своевременного освоения были подготовлены проектные документы и земельные участки. Большая часть из того, что я сейчас перечислил, пока в Тольятти не поступала, несмотря на то что суммы в бюджет заложены. Т.е., если меры по привлечению средств не будут предприняты уже сейчас, то сами средства могут поступить в Тольятти в III или даже IV квартале финансового года. Обратите внимание на перечень расходных статей, которые я привел: строительство, реконструкция, модернизация. Все эти работы сложно или даже невозможно выполнять глубокой осенью или зимой. Стало быть, чрезвычайно высокой становится вероятность того, что средства будут перераспределены в пользу тех муниципальных образований, которые с исполнением бюджета справляются оперативнее. Мэр Тольятти только-только избрался, административная команда пока еще не сформирована, однако дума считает нужным предупредить избранного мэра о существующей опасности во избежание описанных ситуаций. Если мэрия сейчас не подготовит низовые документы, которые мы должны подготовить, то мы можем не получить средства из областного бюджета, несмотря на то что они изначально заложены в бюджетной росписи. Средства просто будут перераспределены.

- Бюджет бюджетом, но как городская дума может контролировать участие города в областных, а то и федеральных программах? Сейчас, например, приостановилось участие в федеральной программе капитального ремонта жилого фонда. По ряду причин Тольятти не подпадает под все критерии федерального закона.

- Еще одной важной задачей для думы, как мне представляется, является принятие волевого решения по разгосударствлению управляющих компаний, абсолютное большинство которых на 100% принадлежат муниципалитету. К сожалению, этот фактор не позволяет Тольятти принять участие в финансировании мероприятий по капитальному ремонту ветхого жилого фонда, предусмотренному законом «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Городом на протяжении нескольких лет осуществлялась работа по подготовке проектной документации для проведения ремонтных работ, оплачивались и, соответственно, производились работы по размежеванию земельных участков под этими домами. И вот сейчас мы рискуем всю проделанную нами работу отправить в мусорное ведро только потому, что под действие 185-ФЗ мы не подпадаем по соотношению частного и муниципального капитала в управляющих компаниях.

Пока ОМС не смог выработать единую позицию с Министерством строительства и ЖКХ Самарской обл. Но и представители думы, и представители мэрии надеются на то, что эта нестыковка в ближайшем будущем будет улажена.

В любом случае вопрос по-прежнему требует детальной проработки не только на уровне г. Тольятти. Сам закон «О фонде содействия реформированию ЖКХ» подразумевает выполнение множества пунктов, исполнение которых требует привлечения собственных средств: межевание земельных участков, наличие проектно-сметной документации, привлечение собственных средств муниципалитета в размере 5% от необходимой суммы. И самый странный пункт: в субъекте федерации должны быть два города, в которых должно проживать не менее 20% от численности субъекта федерации. Эти города должны выполнить все условия закона. В Самарской обл. это как минимум Самара и Тольятти. Но нам на городском уровне всерьез придется задуматься о разгосударствлении УК.

- В конце концов, речь идет о ремонте всего 50 домов, кардинальным образом это ситуацию в городе не изменит. Не проще ли отказаться от участия в этой федеральной программе и вместо этого спокойно провести приватизацию управляющих компаний? Едва ли можно назвать выгодной для муниципалитета слепшую приватизацию.

- 50 домов сегодня, 50 домов завтра — это все же лучше, чем ничего. Первую причину я уже назвал: городское участие в этой программе началось не вчера. Вторая причина заключается в том, что мы все возможности для улучшения условий горожан должны использовать по максимуму. Третья причина заключается в том, что хотя бы жителям 50 домов в муниципалитете мы передадим жилье в нормальном состоянии.

В том, что УК будут приватизироваться, я не вижу ничего плохого. В конце концов, приватизация означает приток частного капитала в отрасль ЖКХ. Для того чтобы не приватизировать огульно все подряд, наши депутаты, во-первых, должны принять волевое решение о регистрации, а во-вторых, депутаты, представители отрасли ЖКХ, а также чиновники мэрии будут разрабатывать критерии приватизации.

Программа капитального ремонта будет действовать до 2011 г. Для Самарской обл. предусмотрено поступление федеральных средств в объеме 5 млрд. р. плюс примерно столько же составит софинансирование субъекта федерации. Я думаю, что подобную возможность упускать не стоит.

- И все-таки вернемся к первоначальному вопросу. Принятие поправок в городской устав в корне изменит систему формирования представительного органа власти. Мнения о поправках противоположны. Представители политических партий чрезвычайно заинтересованы, некоторые депутаты-одномандатники поговаривают об ущемлении демократии. Так в чем интрига?

- Никакой особенной интриги я здесь не вижу. По аналогичному алгоритму формировались Самарская губернская дума, законодательное собрание Ульяновской обл. В России уже есть примеры, когда и думы городских округов избирались по смешанной системе: часть депутатов была избрана по одномандатным округам, часть — по общегородскому избирательному округу. Это такая мягкая вертикализация власти, которая допускает прохождение в представительные органы власти представителей всех имеющихся в Тольятти политических партий, и, с другой стороны, позволяет добиться большего упорядочивания работы этого представительного органа. Кроме того, у граждан остается возможность избрать и беспартийного кандидата, к которому они испытывают доверие. Т. е. едва ли можно говорить об ущемлении демократии.

Сейчас в думе создана рабочая группа по доработке изменений в устав г. о. Тольятти. На эту рабочую группу я, собственно, и внес эту поправку в городской устав. Данная поправка настоятельно рекомендована руководством субъекта федерации.

Изменяя подобным образом устав, мы будем вынуждены провести большую работу. Депутаты думы г. Тольятти должны согласиться с такой поправкой. На прошедших слушаниях большинство депутатов выступило против. Их можно понять, поскольку округа увеличиваются в два раза, соответственно, увеличивается и количество избирателей. При жесткой привязке депутатов к конкретным округам депутаты высказывают непонимание или сомнение в эффективности депутатов, которые будут избираться по партийным спискам. Хотя, как вы могли заметить, присутствовавшие на слушаниях лидеры партий КПРФ, ЛДПР пытались развеять эти сомнения, уверяя, что есть очень положительный опыт Самарской губернской думы.

Если все же депутаты с поправкой согласятся, что нам придется провести работу по новому формированию избирательных округов. В ТГД нового созыва депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам, будет не 35, как сейчас, а всего 17. Соответственно, речь идет об укрупнении существующих избирательных округов.

До 1 сентября мы должны проделать серьезную работу — внести поправку на рассмотрение рабочей группы, проработать ее на комиссии, вынести на пленарное заседание, принять и зарегистрировать. После 1 сентября мэрия Тольятти должна представить свои предложения по формированию избирательных округов, которые опять-таки утверждает дума. И в декабре, если будут утверждены избирательные округа, будет объявлено о проведении выборов.