Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (223) | 3 марта 2008г.
 

Прирастут Сызранью

ОАО «Тяжмаш» привлекло внимание госкорпорации «Ростехнологии»

Иван Григорьев

Госкорпорация «Российские технологии» может стать совладельцем сызранского ОАО «Тяжмаш», возглавляемого генеральным директором Сергеем ТРИФОНОВЫМ (на фото). Интерес госкорпорации обусловлен как размещением на региональном предприятии оборонных заказов, так и включением в состав Ростехнологий инжиниринговой компании ОАО «Технопромэкспорт» (ТПЭ), являющейся крупным клиентом Тяжмаша.

В конце февраля источники «Хронографа» в государственных структурах сообщили, что госкорпорация «Российские технологии» (РТ), возглавляемая Сергеем Чемезовым, заинтересована в установлении контроля над сызранским ОАО «Тяжмаш». Несмотря на то что в акционерном капитале завода официально отсутствует государственный пакет акций, вносимый по представлению правительства РФ в имущество РТ, госкорпорация, по оценке экспертов, сможет получить контроль над Тяжмашем достаточно легко, если учесть специфику работы данного предприятия.

С одной стороны, интерес РТ связан с готовящимся внесением в уставный капитал госкорпорации 100% акций ОАО «Технопромэкспорт» (ТПЭ). Эта структура является генеральным подрядчиком при реализации различных строительных проектов в области энергетики в России и за рубежом. Источник в ТПЭ сообщил «Хронографу», что в настоящий момент портфель заказов компании, выполняемый ОАО «Тяжмаш», составляет около $100 млн. Большая часть приходится на поставки для строительства электростанций в Индии. Однако лоббировать вхождение Тяжмаша в РТ сам ТПЭ не собирается. «Возможно, Тяжмаш интересует РТ в первую очередь из-за работ по спецнаправлениям: предприятие выполняет ряд заказов для оборонной отрасли», -заявил источник.

С другой стороны, внимание РТ не могут не привлекать договоры на поставку спецоборудования на экспорт на общую сумму свыше 3,5 млрд. р. в течение одного только 2008 г. Тяжмаш владеет лицензиями на изготовление оборудования для АЭС, производство вооружения и военной техники и космическую деятельность, а также имеет право работать с опасными отходами. Без присутствия госструктуры в этих процессах, очевидно, не обойтись.

«В создавшихся условиях намерения госкорпорации приобрести акции завода представляются вполне прозрачными, в то время как будущее лиц, контролирующих Тяжмаш сейчас, видится весьма туманным», -подчеркнул «Хронографу» важность момента один из отраслевых экспертов. Почти одновременно с появлением информации об интересе РТ к Тяжмашу акционеры сызранского предприятия начали реструктуризацию своего бизнеса. В настоящий момент три стопроцентных дочки Тяжмаша готовятся к процедуре ликвидации. Под присмотром председателя ликвидационной комиссии Петра Лобарева, по совместительству возглавляющего самарское представительство Тяжмаша, будут ликвидированы ООО «Тяжмаш-Сервис», оказывающее посреднические услуги при сбыте, ООО «Тяжмаш-консультант», помогающее заводу юридически, и ООО «Тяжмаш-Агро», занимающееся непрофильным производством с/х продукции.

Под вопросом и будущее ЗАО «Кардан», где Тяжмашу принадлежит контрольный пакет. Эта организация, появившаяся при активном участии бизнес-кругов, близких к прежнему губернатору Константину Титову, занимается производством карданных валов для АВТОВАЗа. Однако некоторые из вазовских топ-менеджеров в неофициальном порядке заявляли о необоснованном завышении отпускных цен на изделия ЗАО «Кардан». Учитывая, что ВАЗ в настоящее время старается минимизировать расходы для удержания цен на автомобили, условия сотрудничества с ЗАО «Кардан» могут быть пересмотрены уже в ближайшем будущем. В пресс-службе Тяжмаша на вопрос об интересе РТ к предприятию заявили, что отсутствие госпакета не дает госкорпорации возможности установить контроль над заводом. Тем не менее один из топ-менеджеров Тяжмаша сообщил, что «акционеры и руководство завода обладают всей информацией насчет складывающейся в настоящий момент вокруг завода ситуации».

«Дело, по всей видимости, в том, что после перехода под крыло РТ посредников, занимающихся сбытом тяжелого машиностроительного оборудования, в практически безальтернативном положении оказываются субподрядчики данных организаций, — рассказывает источник «Хронографа» в самарских банковских кругах. — Тому же Тяжмашу останется или согласиться с условиями продажи своих активов, которые продиктует ему РТ, или же ввязаться в долгую, изнурительную борьбу за сохранение своей независимости, конечный результат которой достаточно предсказуем».

Интересно, что только после официального запроса «Хронографа» на официальном сайте ОАО «Тяжмаш» появился отчет предприятия за IV кв. 2007 г. Одним из основных рисков, на которые указывается в отчете, является монополизация ключевых рынков сбыта в процессе выстраивания вертикально интегрированных холдинговых структур. «Основные потребители продукции ОАО «Тяжмаш» — энергетические и сырьевые холдинги — в настоящее время проявляют активный интерес к покупке профильных машиностроительных активов», -указывается в документе. Помощь указанным холдингам, исходя из материалов отчета, может выражаться в избирательном противодействии региональных властей, препятствующему нормальному функционированию эмитента.

Как пример «нормального функционирования» в отчете приводится отношение величины начисленной амортизации к общей стоимости недвижимого имущества предприятия: оно составляет 0,58. Получается, что эта составляющая основных фондов Тяжмаша изношена фактически на 60%, что идет вразрез со стратегией модернизации производства, озвученной недавно главой РТ Сергеем Чемезовым. Руководитель госкорпорации назвал устаревание производственных площадей и оборудования одной из причин того, что предприятия-подрядчики не справляются в том числе с экспортными заказами в срок.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.