Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (223) | 3 марта 2008г.
 

Стали партнерами

Блокпакет АВТОВАЗа продан Renault

Иван Григорьев

29 февраля в Москве состоялась церемония подписания соглашения о продаже блокирующего пакета акций ОАО «АВТОВАЗ» французскому концерну Renault. Сумма сделки составила $1 млрд. с перспективой доплаты еще $166 млн. в 2010 г. Теперь АВТОВАЗ получит производственные и маркетинговые технологии нового стратегического партнера, а Renault откроет для себя рынок «номер один» в Европе.

Подписание соглашения о стратегическом партнерстве, основывающемся на продаже Renault блокпакета АВТОВАЗа, участники церемонии встретили дружными аплодисментами. Председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Сергей Чемезов (на фото справа), президент концерна Renault Карлос Гон (на фото слева), президент ООО «Группа АВТОВАЗ» Борис Алешин и председатель совета директоров Группы компаний «Тройка Диалог» Рубен Варданян скрепили своими подписями начало долгосрочных отношений. После двух с лишним лет непростых переговоров российский автогигант и французский концерн пришли к единому мнению относительно преимуществ друг друга и решили работать вместе.

АВТОВАЗ сразу получает, во-первых, $1 млрд. с перспективой перечисления от Renault еще $166 млн. в срок до середины 2010 г. за высокие производственно-финансовые показатели. Во-вторых, бренд LADА сохранит свою силу и славу. Наконец, вливаясь в четвертый по выпуску автомобилей в мире альянс Renault-Nissan, завод вырастет в качественном отношении. АВТОВАЗ переймет французский опыт в области разработки платформ, моторов и трансмиссий и освоит маркетинговые ноу-хау. Уже в 2009 г. совместный «пилотный» проект партнеров сойдет с главного конвейера АВТОВАЗа, а расширение и обновление модельного ряда вплоть до 2014 г. будет направлено на поиск и продвижение того внешне привлекательного, конкурентоспособного, надежного и дешевого авто, что вновь обретет статус «народного». Планы выпускать 1,5 млн. автомобилей в год на фоне быстрорастущего российского потребительского рынка уже не выглядят такими фантастическими, как прежде.

Renault благодарен АВТОВАЗу прежде всего за доверие своему потенциалу. Сделка предоставила альянсу Renault-Nissan возможность проявить себя в перспективнейшем для производителей российском автомобильном пространстве, обладающем высокой емкостью и доходностью. Когда всего 150 человек из 1000 имеют собственное средство передвижения, то говорить о развитии вполне уместно, можно даже сказать, что необходима экспансия. Действительно, при наличии 587 граждан из 1000, обладающих автомобилями во Франции, в России Renault делает значительный шаг к продвижению своей продукции на общемировом уровне. Более того, французы получают доступ к тольяттинским производственным мощностям, которые, по их же заверениям, будут использоваться не только для выпуска вазовской «линейки». Доход Renault-Nissan извлечет также из сети поставщиков АВТОВАЗа, которые в рамках соглашения стали участниками глобальной цепочки поставщиков для альянса. Наконец, французы получат солидное представительство в исполнительном комитете завода — посты четырех топ-менеджеров. Ян Венсан будет принят на должность первого заместителя Бориса Алешина, Хью Демаршелье займется планированием программ, Кристиан Мюллер оптимизирует закупки, а еще один «наемник» ответит за вопросы контроля и управленческого учета. Плюс ко всему три места из двенадцати в совете директоров АВТОВАЗа займут идеологи создания альянсов в автомобильной промышленности Карлос Гон, Патрик Пелата и Тьерри Мулонге, чьи успехи на этой ниве не нуждаются в рекомендациях.

При всей серьезности своих амбиций стороны не забывают повторять о полной автономии в принятии решений и стратегической ориентации двух компаний. Для выработки же совместных решений сформирован стратегический комитет, координирующий действия партнеров.

«Его деятельность будет строиться на принципах развития технологий в целях повышения эффективности каждой из компаний и уважения бренда, корпоративной культуры и суверенности марок LADA и Renault, — пояснил Карлос Гон. – От сбалансированного труда управленцев в итоге выиграют все наши настоящие и будущие клиенты».

От новой политики завода выиграют, судя по всему, не только покупатели его продукции. Рынок быстро отреагировал на сделку. По данным пятницы на 12.50 мск, котировки акций АВТОВАЗа прибавили 3.199% и находились на отметке 43,6 р. за штуку. К лету, когда акционерный капитал предприятия будет реструктурирован и доля Renault вырастет до контрольной, французы вернут 25% приобретенных акций «Тройке», а стоимость одной бумаги, по прогнозам финансовых аналитиков, подскочит в два раза. В результате «раскольцовки» «Ростехнологии», Renault и «Тройка Диалог» будут владеть чуть более 75% акций АВТОВАЗа в равных долях, а капитализация предприятия перевалит за $10 млрд. (для сравнения: капитализация предприятия до прихода команды Рособоронэкспорта осенью 2005 г. еле дотягивала до $1 млрд.). К осени пакет, принадлежащий «Тройке», планируется вторично разместить на торговых площадках Москвы и Лондона.

Отраслевые эксперты — собеседники «Хронографа» — оценили выгоды партнеров по особым критериям. По их мнению, высокая степень доверия присутствует между всеми участниками сделки, которая, с учетом незавершившейся «раскольцовки» АВТОВАЗа, носит очень сложный, структурированный характер. Чего только стоит обязательство Renault вернуть летом «Тройке-Диалог» половину приобретенных у нее акций или премиальная выплата в пользу АВТОВАЗа по результатам работы предприятия в 2008-2009 гг.? Аналогов подобного соглашения в новейшей российской истории аналитики не нашли, что свидетельствует о впервые наступившем полном взаимопонимании между французской и российской сторонами. «Это сотрудничество не афишировалось, т.к. осуществлялось в том числе в такой деликатной сфере, как производство и продажа продукции военно-технического назначения. В частности, главная часть российского оружейного экспорта — боевые самолеты — давно и успешно комплектуются авионикой французского производства», — говорит источник, знакомый с ситуацией вокруг сделки.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание, это та скорость, с которой французы осуществили оплату первой (основной) части сделки, даже не дожидаясь подписания официальных документов. По всей видимости, due diligence автозавода показал прекрасные результаты, и Renault торопился войти в сделку, т.к. увидел в ней большие перспективы.

Показательно в принципе и обоюдное стремление партнеров максимально быстро улучшить финансовые показатели АВТОВАЗа. Хотя многие наблюдатели сейчас активно критикуют озвученное сторонами решение создать новую модель LADA на базе платформы Renault-Logan. С точки зрения операционной эффективности выбранный путь, наверное, самый правильный в текущих условиях. «Линейка» «Logan» приносит Renault самую высокую прибыль, она хорошо продается и к тому же относится к низшему ценовому сегменту, где АВТОВАЗ как раз сейчас должен увеличивать свою долю рынка. «Появится хорошая прибыль, кардинально улучшатся технологии и производительность труда — вот тогда можно будет подумать и о российском варианте «Лексуса», — считает вышеупомянутый эксперт. — Пока же — как можно больше отечественных «Лада-Логанов», вряд ли что-то помешает им разойтись по рукам».