Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (223) | 3 марта 2008г.
 

Самолеты меняют курс

Авиакомпанию «Самара» распишут по сценарию Ростехнологий

Иван Григорьев

Авиакомпания «Самара», находящаяся в управлении ООО «ЭйрЮнион», в ближайшее время сменит собственника. Госпакет акций авиаперевозчика внесут на баланс Российских технологий, чьи представители на прошлой неделе обратились с этой инициативой в Росимущество. Конечной целью госкорпорации, по данным «Хронографа», является контрольный пакет, однако нынешний бенефициар Борис АБРАМОВИЧ в качестве ответного шага намерен размыть долю Сергея ЧЕМЕЗОВА (на фото) посредством выкупа будущей допэмиссии компании.

На прошлой неделе замминистра транспорта РФ Александр Мишарин в перерыве работы круглого стола «Формирование развития транспортной системы до 2030 г.» заявил журналистам, что вопрос, поднятый по инициативе Российских технологий (РТ), о передаче госкорпорации контрольного пакета акций холдинга «ЭйрЮнион», объединяющего пять российских авиаперевозчиков (включая авиакомпанию «Самара»), будет решен в самые сжатые сроки.

Необходимо отметить, что в настоящий момент единого ЭйрЮнион юридически не существует. Вопросом координации действий пяти независимых авиакомпаний занимается управляющая компания ООО «ЭйрЮнион». Поэтому в готовящемся распоряжении будет предусмотрено приобретение РТ контрольных пакетов акций всех участников авиаальянса по отдельности. На первом же этапе, по информации «Хронографа», речь идет о внесении на баланс госкорпорации пакетов, принадлежащих Росимуществу.

Источник в авиакомпании «Самара» сообщил, что формирование ЭйрЮнион, одобренное указом президента Владимира Путина еще весной прошлого года, затянулось в связи с противодействием со стороны Росимущества. Ведомство не устраивало невыполнение разделения аэропортового и перевозочного бизнеса одним из участников альянса -КрасЭйр, в то время как это являлось основным условием выделения создаваемого общества в самостоятельную организацию и размещения его акций на биржах. «Теперь, когда в Росимущество обратился Сергей Чемезов, процесс, очевидно, ускорится, — полагает источник, — однако первую скрипку в создании холдинга будет играть уже не Борис Абрамович».

В пресс-службе КрасЭйр, на базе которого организовано ООО «ЭйрЮнион», «Хронографу» подтвердили, что данное общество управляет технологическим альянсом пяти авиакомпаний. «Процесс юридического оформления холдинга идет полным ходом, — говорится в сообщении. — 16 января состоялось собрание учредителей. Положительные решения были приняты по всем основным вопросам, в том числе одобрили устав, договор о создании и кандидатуру генерального директора ОАО Бориса Абрамовича. В настоящее время продолжаются переговоры с Росимуществом по утверждению оценки вносимых активов, идет сверка позиций, и мы надеемся, что она завершится в ближайшее время». Намерения РТ увеличить свой пакет в холдинге до контрольного в ЭйрЮнион прокомментировать отказались, сказав лишь, что раз инициатива по поглощению авиаперевозчиков исходит от госкорпорации, то лучше нее самой это никто не прокомментирует. Суть же смены управляющего госпакетом пояснили просто: «Сейчас собственника представляет Росимущество, а станут им, если станут, Ростехнологий.

В пресс-службе РТ «Хронографу» сообщили, что вопрос внесения акций авиаперевозчиков в уставный капитал госкорпорации находится еще в стадии проработки в правительстве РФ и Росимуществе, поэтому уточнить его детали достаточно сложно. По мнению источника в самарских банковских кругах, передача РТ контроля над перевозчиками на примере авиакомпании «Самара» может произойти следующим образом. «Сначала РТ получит госпакет в 46,5% оператора, а позже скупит у миноритариев недостающие 4,5%, -говорит источник. — Причем им совсем не обязательно сейчас завершать процедуру формирования холдинга, ее можно закончить потом, когда все активы уже будут в руках госкорпорации».

Впрочем, Борис Абрамович, по данным «Хронографа», в настоящее время изучает альтернативный вариант, который поможет ему сохранить свои позиции в новом холдинге после прихода туда РТ. «Владея сейчас 53,5% акций авиакомпании «Самара», он, к примеру, может принять решение о допэмиссии акций или о проведении IPO, чтобы, выкупив ценные бумаги, снизить долю госкорпорации, — говорит один из экспертов. — Еще нужно учесть тот факт, что на биржевых торгах бумаги авиаперевозчиков котируются высоко, поэтому не исключено появление в числе акционеров «Самары» третьей стороны». По оценкам отраслевых экспертов, в данный момент частным акционерам ЭйрЮнион для сравнения их доли с государственной нужно внести в уставный капитал холдинга не менее $25 млн. Росимущество же в качестве суммы, которую требуется доплатить частникам, озвучило большую цифру -1,2 млрд. р.

Справка:

Альянс «ЭйрЮнион» объединяет пять авиакомпаний: ОАО «Домодедовские авиалинии», ОАО «Красноярские авиалинии», ОАО «Омскавиа», ОАО «Авиакомпания «Самара» и ОАО «Сибавиатранс». В 2007 г. самолеты под управлением ЭйрЮнион перевезли около 5 млн. пассажиров. Выручка в 2007 г. составила 23,4 млрд. р., что на 24% больше, чем в 2006 г. Парк альянса насчитывает более 100 воздушных судов.