Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (223) | 3 марта 2008г.
 

СНТК перенацеливает двигатели

Оборонпром перехватил иранскую программу

Иван Григорьев

В марте 2008 г. самарское СНТК им. Кузнецова может заключить контракт на поставку 100 двигателей для комплектации газоперекачивающих агрегатов (ГПА) в Иран. Первые переговоры на эту тему состоялись в конце декабря 2007 г. в Тегеране. Эксперты считают иранские планы СНТК очень перспективными, учитывая ожидаемое создание так называемой «газовой ОПЕК» в этом регионе.

О визите делегации СНТК во главе с исполнительным директором Василием Лапотько в Тегеран «Хронографу» рассказал один из сотрудников предприятия. «В группу специалистов помимо Лапотько входил и Дмитрий Федорченко, -утверждает источник, — который после декабрьского собрания акционеров сохранил пост генерального конструктора». Причину, по которой сторонам не удалось еще тогда договориться о поставке 100 ГПА на иранские объекты, специалист видит в еще сохраняющемся на СНТК влиянии прежних топ-менеджеров. «Еще осенью ООО «Самараавиагаз» через Федорченко контролировало деятельность предприятия и параллельно вело диалог с Ираном о подготовке тех самых ГПА на производственных мощностях СНТК, -сообщает источник. — Ясно, что свои позиции прежние структуры сдадут не сразу, допускаю, что именно наличие подводных течений на заводе помешало новому руководству подписать контракт». По другой версии, также из источников на предприятии, Иран настаивал на оплате по факту поставки, на что СНТК, разумеется, не пошел, т. к. нуждается в авансовом финансировании производства.

В ОПК «Оборонпром» факт присутствия Федорченко на декабрьской встрече с иранскими коллегами и, следовательно, инициативу по срыву переговоров, исходившую от него, отрицают. «Дмитрий Геннадьевич тогда не смог поехать по личным обстоятельствам, — сообщает источник в ОПК. — Гораздо более важным представлялось нахождение во главе делегации Василия Лапотько как проводника идей Оборонпрома. По словам источника, в ходе этой рабочей поездки «мы выяснили отношение Ирана к нашим ГПА и обозначили свои приоритеты в направлении их экспортных поставок». «Другими словами, это была встреча из разряда "других посмотреть — себя показать", — сообщил «Хронографу» один из самарских финансистов, знакомый с ситуацией на СНТК. — Контракт не подписали, однако принципиальный интерес иранцев к продукции самарского завода получил подтверждение».

«Вообще сотрудничество с Ираном — очень тонкая, щекотливая тема, — признается источник «Хронографа» в Оборонпроме, — тем не менее укрепление позиций ОПК сопряжено с подписанием максимально возможного количества контрактов как внутри страны, так и на экспорт. Поэтому не исключаю, что скоро представители СНТК опять сядут за стол переговоров для обсуждения с иранскими партнерами всех деталей». Возникшие в ходе декабрьского визита проволочки источник объяснил невозможностью мгновенно переключить работу по подготовке контрактов со старых управленцев на новых.

«Официально указ президента о создании двигателестроительного холдинга должен выйти во втором квартале 2008 г., тогда Оборонпрому уже де-юре будет принадлежать 81% акций СНТК. До наступления этого момента управляющая компания, разумеется, не может применять всю полноту своей власти, поэтому какие-то инциденты вполне вероятны», — отмечает источник.

Директор отраслевого аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев тоже оправдывает неизбежное затягивание таких переговоров. «Стороны должны изучить друг друга, — говорит эксперт. — Подключение новых переговорщиков всегда требует времени для вхождения в контакт, оценки реакции на изменение стратегии и производственных планов предприятия». Пантелеев уверен, что наземная тематика стала для отечественных двигателестроителей настоящей палочкой-выручалочкой, позволившей пережить трудные времена. «Сейчас доля СНТК в объемах поставок не выросла, однако диверсификация рынков сбыта пошла ему на пользу, — поясняет эксперт. — Опыт работы с Газпромом позволяет предприятию надеяться на заключение выгодного контракта с любым иностранным партнером».

Пантелеев проанализировал перспективы СНТК и в свете создания так называемой «газовой ОПЕК» в регионе, куда, помимо России и Ирана, может войти Катар и некоторые среднеазиатские республики. «Со временем станет логичным сотрудничество всего объединенного двигателестроительного холдинга с Ираном, — считает эксперт. — Скажу больше: инвестиций, которые государство сделает в модернизацию оборудования и расширение производственных мощностей предприятий холдинга, хватит, чтобы обеспечить ГПА все страны предполагаемого газового картеля».