Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (223) | 3 марта 2008г.
 

Непотопляемые

Мэрия Тольятти не полностью избавилась от проштрафившихся чиновников

Максим Климов, Светлана Короткова

26 февраля пресс-служба мэрии г. Тольятти опубликовала результаты комплексной проверки, которая проводилась по представлению прокурора г. Тольятти Константина ЗАЙЦЕВА. Итогом проверки стало увольнение двоих сотрудников мэрии, ряд сотрудников получит выговоры, остальные были реабилитированы. На сегодняшний день неизвестно будущее руководителя департамента экономики Владимира ПЕРЕЛЬШТЕЙНА, который, находясь на больничном, не предоставил пока никаких документов, свидетельствующих о его непричастности к органам управления коммерческих организаций.

Малой кровью

Стоит напомнить, что 7 февраля на официальном сайте прокуратуры Самарской обл. появились результаты проведенной проверки соблюдения законодательства «О муниципальной службе в РФ» в мэрии г. Тольятти. В ходе проверки был выявлен ряд нарушений, допущенных высокопоставленными чиновниками города, часть которых согласно данным, полученным из единого государственного реестра юридических лиц, является членами органа управления коммерческих организаций. По результатам проведенной проверки в адрес и.о. первого заместителя мэра Владимира Иванова было направлено представление с требованием решить вопрос об освобождении от занимаемой должности выявленных сотрудников мэрии (см. «Хронограф» №5 (220) от 11.02.08).

Примечательно, что согласно распространенной мэрией информации «двое сотрудников мэрии по результатам проверки будут уволены в соответствии с Трудовым кодексом РФ». Однако эксперты «Хронографа» утверждают, что оба проштрафившихся сотрудника увольняются из мэрии по собственному желанию, несмотря на то что в 2006 г. они получали дивиденды от своего учредительства в обществах, но не предоставили в мэрию сведения о долях в этих обществах. Таким образом, налицо нарушение ст. 13 и 14 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ». Так, начальник сметно-договорного отдела управления службы заказчика департамента по строительству и архитектуре мэрии Людмила Степеннова написала заявление об увольнении по собственному желанию, указав как причину наступление пенсионного возраста. Так же поступила и ведущий специалист отдела маркетинга на территории Автозаводского р-на департамента потребительского рынка и предпринимательства Ирина Тужилина. Таким образом, не вполне понятно, какое же наказание они понесли, с учетом того что в их трудовых книжках никаких отметок о допущенных нарушениях зафиксировано не будет. Можно предположить, что после увольнения с чиновничьей должности Тужилина активно включится в работу своего Театра юмора, выступления которого уже намечены на 4 марта в одной из школ города при поддержке ТОС №6. Однако вполне вероятно, что Тужилина и Степеннова были уволены для отчета перед прокуратурой, т. к. их компании не имеют существенной прибыли. Их увольнение вполне можно считать тем буфером, который уберег от исключения из рядов чиновников Александра Земскова и Валерия Кушнарева. Руководитель департамента потребительского рынка и предпринимательства Хетаг Тагаев так прокомментировал увольнение своей подчиненной: «Она зря приняла обвинение, подав заявление об уходе. Она, скорее всего, посчитала, что степень ее вины настолько большая, что ее могут уволить по статье, вот и написала заявление».

Судя по всему, нервы высокопоставленных чиновников достаточно крепки, для того чтобы идти этим путем.

Буфер

Однако не все выявленные нарушители федерального законодательства были уволены с занимаемых должностей. Так, руководитель департамента финансов мэрии Валерий Кушнарев, руководитель департамента по делам ГО и ЧС Александр Земсков, начальник отдела финансирования ЖКХ департамента финансов Лариса Ногина, ведущий специалист сектора правового сопровождения по Комсомольскому р-ну правового департамента Валентин Зыков, ведущий специалист отдела информационных технологий и ресурсов местного самоуправления департамента экономики Игорь Смирнов отделаются лишь выговорами. Однако им вменяется «несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой», что согласно ст. 19 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» может являться основанием для увольнения. Подобные выводы в мэрии сделали на основании предоставленных документов и с учетом того, что у нарушителей за последние годы отсутствовали доходы от деятельности в качестве учредителей обществ. Вполне вероятно, что доходы могли поступать на счета третьих лиц или закладываться в расходную часть, что позволило бы получать прибыль, избегая официальной фиксации этого факта. Примечательно, что ряд нарушителей поспешил сообщить в СМИ о своей непричастности к коммерческой деятельности в обществах. В ходе расследования корреспондент «Хронографа» попытался связаться с Кушнаревым и зафиксировать его точку зрения на происходящие процессы, однако в приемной руководителя департамента финансов прозвучал ответ: «Он не со всеми журналистами общается». Таким образом, можно предположить, что избирательный подход Кушнарева вполне может свидетельствовать о том, что факты, изложенные «Хронографом», верны.

Оправданные

Согласно информации, предоставленной мэрией, существует ряд сотрудников, предоставивших копии документов, которые свидетельствуют об их выходе из состава учредителей обществ. Таким образом, оснований для привлечения этих сотрудников к дисциплинарной ответственности нет. Также были выявлены чиновники, формально не нарушившие федеральное законодательство, т. к. согласно предоставленным документам их компании нельзя квалифицировать как коммерческие организации. Однако подобное заявление вполне сомнительно, т. к. кооператив № 33, ЖСК «Горный» и ЖСК №12 — организации, связанные со строительной отраслью.

Особым образом стоит отметить, что в распространенном мэрией пресс-релизе отсутствует упоминание о руководителе департамента экономики Владимире Перельштейне. Руководитель управления персоналом и муниципальной службой Сергей Горшков (на фото) так прокомментировал ситуацию: «Он находится на больничном. Поэтому пока он не выйдет на работу, мы не можем выяснить всех обстоятельств. А когда выйдет, то будет принято соответствующее решение по его привлечению к ответственности».