Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (219) | 4 февраля 2008г.
 

Михаил Седогин:

Нас территория Тольятти уже не интересует

Максим Климов

25 января в ТГД состоялись депутатские слушания по вопросу «О ситуации, сложившейся по обеспечению промышленной и экологической безопасности на территории г.о Тольятти». Обсуждая проблемы бывшего ОАО «Фосфор», депутаты неоднократно касались проблем утилизации отходов. В этой связи депутаты вспомнили самый резонансный и скандальный случай — работу на «Фосфоре» ГУП «Экология», генеральным директором которого является Михаил СЕДОГИН. «Хронограф» публикует интервью с ним, записанное в середине декабря 2007 г.

- Михаил Павлович, вами была проделана работа по утилизации отходов фосфора. Они были вывезены на ваш полигон под Самару. Но ведь когда начнется таяние, вредные вещества могут просочиться в грунты?

- Пускай просачиваются. На полигоне там и похуже что есть. В любом случае дальше 4 класса это не тянет, как вы это ни называйте. У нас на полигоне и 2 класс лежит, так что ничего страшного. При вылеживании, мы уже анализ сделали, практически все доокислилось.

- А независимые экспертизы есть какие-то? И кто их проводил?

- Конечно. Но это потом все узнают, сейчас пока это необязательно. Когда надо будет, тогда скажем. Пишите что хотите. Нас территория Тольятти уже не интересует. Продолжается возня, грязь вот эта. Мы уже свой ответ дали, так что если другим компаниям нужно заниматься этими шламами — пускай, ради бога, занимаются. Кроме того, мы сделали дополнительный расчет, просто для того чтобы убедиться, что даже для растворимых фосфитов получается 4 класс опасности. Вы вот пишите и получите проблемы. Я вам говорю, что должны все-таки газеты заботиться и о своем имидже, и о том, чтобы в городе было чище. Вы втягиваетесь в возню, в которой ничего не понимаете. В Тольятти была опасность диверсионно-террористического акта (ДТА). Если бы в емкости с треххлористым фосфором попала вода или они бы пролились, то образовавшееся облако накрыло бы 6 километров, ничего живого бы не осталось.

- Хлор — окислитель. Однако при утилизации вами он не добавлялся.

- Вы понимаете, что вы сейчас дискредитируете саму работу, которая делалась и будет делаться на заводе для спасения людей? У вас в Тольятти громаднейшая проблема. Мы решили проблему треххлористого фосфора и хлорокисьфосфора, которая угрожала непосредственно находящимся на заводе. Но то, что у вас на заводе находится, вы хоть понимаете, что ваши дети проживут 40 лет? Вы это понимаете или нет? Уже все. Мы-то знаем. Мы-то допущены к определенным секретам. Вы знаете, что жители вашего города, которым сейчас 10 лет, проживут 40 лет? Вас это устраивает?

- В ряде тольяттинских СМИ неоднократно появлялась информация о неполной утилизации отходов фосфора.

- Многие СМИ просто перегнули. Мы даже в суд на них подавать не стали, потому что там непонятно даже, что опровергать, — бредятина полная. Также эмоциональные выступления и.о. первого заместителя мэра Тольятти Владимира Иванова -это его личное дело. Если тольяттинцам нравится сидеть с таким главой муниципалитета, который их гробит, то это их дело. И вообще, мы государственное предприятие и наш учредитель и работодатель — правительство Самарской обл. Мы работаем с правительством и правоохранительными органами области, по заданию которых выполняем специальные работы. А проблема как раз заключается в жутком уровне некомпетентности муниципальной власти. Вне зависимости от того, где это, в Самаре или в Тольятти. И там, и там люди просто поражают своей некомпетентностью. В том числе по ситуации, созданной в Тольятти с ОАО «Фосфор». Часть вины лежит на СМИ, которые акцентируют внимание на какой-то ереси. Главная беда в том, что есть жуткий «Чернобыль» в Тольятти, который 5 лет никто не убирает. А все вокруг раздувается, и никто ничего не делает, вот проблема муниципального уровня. Часть жителей Тольятти висела на ниточке благодаря возне мэрии, которая ничего не делала, только волну гнала, а тольяттинцы в это время были заложниками. И 9 ноября этого не стало. А Иванов, вместо того чтобы выразить от имени Тольятти благодарность правительству области и ГУП «Экология» за то, что мы, рискуя жизнями, спасали людей, он вместо этого, не известив даже нас, не воспользовавшись никакими документами, втихаря где-то гадко, мерзко высказывает какие-то слова, о которых мы даже не знаем, сидя здесь, в Самаре. Мы думали получить простое человеческое спасибо, но вместо этого какая-то грязь и гнусность. Ну что делать? Подавать в суд на Иванова? У него там одни эмоции, больше ничего.

- Появилась информация, что вас чуть ли не поймали с поличным, когда происходил слив химических соединений в канализацию.

- Слив чего? И кто чуть не поймал?

- Слив треххлорного фосфора. ФСБ.

- Да. Одна из газет это опубликовала, но они должны дать опровержение. У нас как раз осталось еще 2 литра треххлористого фосфора, я вас приглашаю воспроизвести этот опыт.

-Будет взрыв?

- Не то слово. Будете себя долго собирать по кусочкам. Читайте регламент ОАО «Фосфор». Есть правила безопасности обращения с фосфор-шламами. В летнее время 300 мм слой воды должен быть. Зимой — незамерзающие растворы. В любом случае, если осуществляется вынужденное хранение, то там постоянно все воспламеняется. Вы в курсе, что когда тушат фосфор-шламы, в воздух выделяются фосфин и желтый фосфор и трехвалентный, кстати говоря, фосфор тоже. Все это летит в атмосферу, и люди всем этим дышат. Все это происходит при обычном тушении. Чтобы этого не было, положено все шламонакопители заливать незамерзающими растворами. «Российский фосфор» это делал до нас, делал при нас и будет делать это после нас. Если их, так сказать, поймали, то они этого делать не перестанут. Они занимаются своей регламентной работой. Они и сейчас этим занимаются. Если эти акты были 2 и 8 ноября, то почему мы там никаким образом не задействованы? В этих актах написано: ЧОП «Форпост» задержал какого-то Уркова, который сливал ни много ни мало треххлористый фосфор. У нас сотрудников с такой фамилией нет. В акте написано, что этот человек — аппаратчик «Российского фосфора». А мы тут при чем? У них есть имущество, которое висит на них. И они обязаны выполнять регламентные работы. То есть заливать емкости водой, а в зимнее время незамерзающими растворами.

- А может быть, вас пытаются подставить ваши конкуренты?

- А никто и не сомневается. Вся штука именно в том, что оценили эту работу в 500 млн. р. Сидели и думали, что вот-вот она появится и мы эти денежки быстренько распилим. Сидели и ждали 5 лет, пока все там окончательно не стало угрожать безопасности Тольятти. Примером может послужить 60-й корпус, на который они ждали 60 млн. р. И когда областные власти обнаружили, что это дальше терпеть нельзя, что зима может быть последней для Тольятти, то игры всяких Окатых и тольяттинского МЧС кончились. Все эти игры уже просто угрожают безопасности государства. Поэтому государство в лице областных властей отодвинуло всю эту «шоблу» в сторону. Каждый день нас контролировали, ходили, смотрели. Нам все это время жутко мешали. Кто-то писал письма Коновалову, еще куда-то. Нас трясли проверками и ничего не находили. И теперь они просто опасаются, что мы в 15 раз дешевле все сделали и мы еще туда сунемся и выполним всю остальную работу в 15 раз дешевле, и им не достанется 500 млн. р. Поэтому они продолжают дергаться.

- Мы пытаемся найти объективную точку зрения. Мы настроены на диалог.

- Я знаю, какой у вас диалог. И позицию «Хронографа» знаю. Были статьи, которые нас задевали. Вы нас назвали «фирмой, близкой к семье Титова». Это чушь. У нас есть губернатор, который сегодня есть, тот и наш начальник. Мы в семьи не входим. Эту работу нам поручил новый губернатор. Мы ее выполнили.