Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (219) | 4 февраля 2008г.
 

Анатолий Пушков:

У мэра не будет права на ошибку

Татьяна Никонорова

Ситуация, сложившаяся в Тольятти на протяжении двух предыдущих недель, как нельзя лучше продемонстрировала, что на политическую погоду влияет буквально все. Снегопад стал темой для огромного количества политических выступлений кандидатов на пост главы города. Тем не менее за громкими фразами, как правило, скрывалась всего лишь констатация проблем, которые и так широко известны. Кандидат в мэры г. о. Тольятти Анатолий ПУШКОВ в беседе с корреспондентом «Хронографа» не только оценил состояние отрасли ЖКХ, но и предложил свои варианты ее развития.

- Анатолий Николаевич, вопрос абсолютно не нов и все же ответьте, пожалуйста. Снегопад обнажил основные проблемы в ЖКХ, и с последствиями этого снегопада нам, возможно, еще неоднократно придется столкнуться. Между тем, как мы заметили, из ликвидации последствий этого погодного явления было сделано политическое шоу. Насколько отрасль ЖКХ вообще допускает политизированность?

- Я понимаю, что мы живем в условиях избирательной кампании, поэтому практически из всего делается политическое шоу. Могу сказать абсолютно точно: я этого не поддерживаю, по крайней мере по отношению к ЖКХ. «Политизированность» отрасли — наследие прошлого, когда предприятия ЖКХ были активно включены в избирательные кампании, используя свой ресурс, обеспечивали явку населения. ЖКХ — отрасль хозяйственная, соответственно, искусственно придавать какой-то окрас процессам, происходящим в ней, нельзя. Это не просто нецелесообразно, но и откровенно вредно. Из конструктивной критики нельзя ударяться в критиканство. Я заметил, профессиональные политики этим часто грешат. Я, слава Богу, не профессиональный политик, я профессиональный управленец, поэтому мои представления гораздо более просты. Заниматься голым критиканством сейчас или сразу после избрания — значит закладывать фундамент под следующий кризис в ЖКХ. Как бы там ни было, нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность этой отрасли, сформирована, и от подразделений мэрии и предприятий ЖКХ следует добиться выполнения этих законов, допоставки услуг ЖКХ населению, оптимизации расходов на услуги ЖКХ. Уверен, что политики в управлении городом должно быть как можно меньше. И как можно больше работы, направленной на результат. Здесь возникает только один вывод: либо команда работает и остается в управлении, либо не работает и административные круги покидает. Тем более что 60% бюджета — это налоги, которые платят горожане. Транжирить их мы не имеем права.

- Это достаточно жесткие меры. Все-таки массовые увольнения чиновников — мера весьма непопулярная, по крайней мере предыдущие градоначальники к ней прибегать никогда не пытались.

- Я согласен: жестко. Однако у нового мэра не будет времени на раскачку. Поймите, город больше года живет без градоначальника. Это практически беспрецедентный случай. Поэтому новому мэру придется прыгать с места в карьер, оперативно формировать работоспособную команду и постепенно начинать выводить город из системного кризиса, охватившего теперь практически все административные сферы. То есть выполнять функции антикризисного менеджера. Причем, что важно, у мэра не будет права на ошибку.

- Кадровая политика в мэрии -это, безусловно, важно, однако помимо чиновников у мэра есть избиратели и, соответственно, обязательства перед избирателями. Если говорить именно об отрасли ЖКХ, то как муниципалитет должен выстраивать отношения с собственниками жилого фонда, для того чтобы улучшить качество обслуживания жилфонда и удешевить это самое обслуживание?

- Действительно, первые, с кем мэру придется выстраивать отношения, это с такими же собственниками, как и он сам, ведь собственником неприватизированных квартир является муниципалитет. Сегодня нас должен беспокоить в первую очередь институт собственников жилья — тех людей, которые, собственно, услуги ЖКХ и получают. Необходимо перестать видеть в собственнике квартиры назойливого просителя и увидеть в нем партнера. Следует признать, что за эти годы МСУ практически ничего не сделало для собственников жилья, для своих партнеров в большом и важном деле — обеспечении жителей надлежащими жилищными условиями, качественными коммунальными услугами. Исходя из того, как будут выстраиваться отношения между муниципалитетом и собственником, можно будет формировать отношения с предприятиями, которые занимаются обслуживанием жилого фонда и поставкой коммунальных услуг населению.

- Большая часть УК могут функционировать в абсолютно автономном от мэрии режиме. Естественно, остаются чиновники, которые отвечают в мэрии за функционирование отрасли. Эффективно они будут работать или нет — это уже вопрос другой, но сейчас ясно только одно: какими бы эффективными они ни бы-да, снег убирать чиновники не пойдут. Придется договариваться с частными управляющими компаниями. С какими проблемами при этом столкнется муниципалитет?

- Проблем может возникнуть много. Приватизация жилищно-коммунального комплекса начата несколько лет назад, и сейчас она, в общем-то, входит в свою завершающую фазу. Хотелось бы нам этого или нет, но это данность, с которой придется жить. Иначе говоря, новая мэрия будет работать уже в новой реальности. Именно исходя из этого необходимо корректировать взаимоотношения с поставщиками энергоресурсов и поставщиками услуг ЖКХ. Основная проблема, с которой придется столкнуться новой административной команде, — проблема коррупции. Ни для кого не секрет, что сейчас основные работы для муниципальных нужд выполняются по конкурсу. Необходимо исключить коррупционную составляющую при подготовке и проведении конкурсов. С другой стороны, придется искать рычаги воздействия на уже частные предприятия отрасли. На каких условиях они будут продуктивно взаимодействовать с мэрией? Ясно, что метод административного давления в данном случае неприменим. Возьмем, к примеру, недавние события, когда мэрия пыталась привлечь к очистке улиц от снега частные структуры. Откликнулись далеко не все. Воздействовать на них было невозможно. И это только один из эпизодов. Но с другой стороны, если исключить политику и «свойственность» из взаимодействия с предприятиями ЖКХ, то они, как ориентированные на получение прибыли структуры, сами будут искать работу и добиваться работы, параллельно повышая качество услуг и срок поставки этих услуг. Может быть, тогда этот рынок станет цивилизованным.

- Как бы там ни было, приватизация предприятий ЖКХ — вопрос чрезвычайно политизированный, хотя бы потому, что на откуп частникам отдается достаточно большой сегмент этого рынка, соответственно у предприятий появляются достаточно большие возможности. Однако данный процесс необратим. Итак, что и как должно приватизироваться?

- Если мы их сегодня выбрасываем на рынок в свободное плавание, то нам необходимо разместить акции этих компаний на свободном рынке, чтобы получить разовый доход в муниципалитет. Не секрет, что у УК есть активы, у каждой разные, смотря по тому, какой объем активов попал на баланс каждой компании. Но давайте скажем откровенно: основной актив УК — это наличие договоров либо с ТСЖ, либо непосредственно с собственниками жилья. Если у УК есть фактический объем работ, значит эта компания имеет определенную стоимость на свободном рынке. Если договоров нет, то кроме имущества, находящегося на балансе УК, продавать будет нечего. Но это имущество не будет работать непосредственно на собственника жилья, поскольку активы, находящиеся на балансе такой «безработной» компании, по законам рынка будут перепрофилированы. А этого мэрия позволить себе не может. Так, например, у каждой компании на балансе находится недвижимое имущество. Поверьте, любой УК гораздо выгоднее сдавать его в аренду, нежели заниматься обслуживанием жилого фонда. Улучшится ли от этого качество услуг населению — вопрос спорный.

Кроме того, надо четко понимать, что те виды активов, которые являются объектами недвижимости и в которых исполняется административная функция — функция оказания услуг управления (выдача справок, паспортные столы), абсолютно не подлежат приватизации.

Если сегодня говорить об акционировании, необходимо в первую очередь провести инвентаризацию того, что, собственно, будет приватизироваться. Все, что связано с объектами производственного характера и то, что касается административных площадей. При плановом хозяйстве существовали нормативы на административные площади в расчете на 1000 кв. м обслуживаемой площади. Соответственно, эти активы должны остаться на балансе городской казны, их приватизировать нельзя.

Приватизация в первую очередь делается для того, чтобы через размещение ценных бумаг получить необходимые инвестиции в эту отрасль. Конечной целью все-таки является расширение услуг, поставляемых населению. Бюджет не позволяет производить подобные инвестиции, поэтому логичнее всего искать партнеров. Но тогда это будут не торги по продаже активов, а торги инвестиционных проектов. И на инвестиционном конкурсе должны соблюдаться условия, отражающие видение муниципалитета относительного того, что именно необходимо на этом рынке сделать и как этого добиться. Если есть осознание того, что в УК не хватает снегоуборочной техники, то соинвестор, желающий работать на этом рынке, должен обеспечить ее появление. Кроме того, на рынке ЖКХ существуют крупные игроки, поставщики ресурсов. И их тоже можно было бы сделать соинвесторами. Но муниципалитет должен формировать задачи перед потенциальным акционерам таким образом, чтобы они сработали на эффективное взаимодействие. То есть если поставщик энергоресурсов хочет стать совладельцем УК, то он должен обеспечить установку приборов учета. Тогда город увидит, сколько же он реально закупает у своего компаньона, а собственник жилого помещения сможет сэкономить.

- Предложенный сценарий нетипичен для абсолютного большинства городов. Соответственно, надо иметь определенную смелость, для того чтобы его предлагать и тем более реализовывать. Каковы будут последствия, если он все-таки будет реализован?

- Мэр должен разделить ответственность перед собственником жилья. Согласен, подобные действия, регламентирующие ход приватизации, являются чрезвычайно ответственными. Однако именно в этом и должна проявиться политическая воля градоначальника. Только такую «политизированность» отрасль ЖКХ и допускает.

Оплачено из избирательного фонда кандидата на должность главы городского округа Тольятти Анатолия Пушкова