Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (219) | 4 февраля 2008г.
 

Безотказное предложение

Группа «СОК» может продать ИжАвто АВТОВАЗу

Антон Здобнов

1 февраля появилась информация о намерении Группы «СОК» продать АВТОВАЗу свой ижевский автосборочный актив — ОАО «Ижевский автомобильный завод» (ИжАвто). Предложенная цена — 12 млрд. р. Хозяева СОКа ожидают получить ответ до 15 февраля. Ряд фактов говорит о том, что сделка, скорее всего, состоится. Таким образом, ижевский завод может стать еще одной площадкой для вывода с вазовского конвейера устаревших моделей.

1 февраля ряд информагентств распространили информацию о сделанном менеджерами Группы «СОК» предложении по продаже завода «ИжАвто», на котором в настоящее время производятся автомобили ВАЗ-21043, фургоны Иж-27175, а также корейские KIA Spectra, Kia Rio JВ и KIA Sorento. В прошлом году ИжАвто реализовало 79,5 тыс. автомобилей. Проектная мощность предприятия составляет 220 тыс. автомобилей в год.

В августе 2006 г. СОК и АВТОВАЗ уже пытались вести разговоры о продаже ИжАвто, но тогда стороны не сошлись в цене. Хозяева СОКа прозрачно намекали на сумму в $1 млрд. АВТОВАЗ же, не скрывая интереса к ИжАвто, оценил актив куда скромнее.

Вероятно, полтора года назад менеджеры СОКа чувствовали себя более уверенно, выстраивая отношения с новым руководством АВТОВАЗа, а автогигант в свою очередь в отсутствие стратегического партнера не испытывал столь острой потребности в приобретении дополнительных производственных мощностей.

Осенью того же 2006г. депутат Госдумы Александр Хинштейн направил запрос в Генпрокуратуру с требованием разобраться в обстоятельствах перехода ижевского завода под контроль Группы «СОК», фактически намекая на необходимость деприватизации предприятия. Несмотря на настойчивость Хинштейна, прокуратура отнеслась к его запросу без особого интереса. Возможно, не без помощи лоббистов на федеральном уровне хозяевам СОКа удалось отстоять актив.

Как отмечают наблюдатели, сделка, скорее всего, состоится. Но несмотря на то что объем выручки ИжАвто в 2007 г. составил 22,231 млрд. р. (рост 69% относительно 2006 г.), цена сделки по продаже ИжАвто АВТОВАЗу едва ли превысит S500 млн. По мнению источника «Хронографа», близкого к вазовскому менеджменту, «СОК, может быть, и не горит желанием продавать, но им фактически намекнули на необходимость сделать подобное предложение». На решение команды Юрия Качмазова избавиться от актива, возможно, повлияло и то обстоятельство, что ИжАвто так и не удалось договориться ни с одним из китайских автопроизводителей о сборке в Ижевске 250 тыс. автомобилей в год, что позволило бы полностью загрузить мощности предприятия и даже задействовать резерв.

Очевидно, что вазовский менеджмент, в преддверии вхождения на завод Renault, серьезно озадачен вопросом освобождения конвейера под выпуск новых моделей, в числе которых, вполне возможно, окажутся иномарки Renault и Nissan. Соответственно встает вопрос о поиске новых сборочных площадок под производство устаревших, но еще вполне востребованных рынком моделей — в первую очередь «классических» ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107, а также «Нивы».

Напомним, 14 января в ходе визита делегации Самарской обл. в Чечню между правительством республики и АВТОВАЗом было подписано соглашение, предусматривающее строительство в Чечне заводов, специализирующихся на производстве автокомпонентов, а также предприятия по сборке вазовских моделей, в частности ВАЗ-2107 (см. «Хронограф» №2 (217) от 21.01.08). По заявлениям сторон, к 2010г. на чеченском предприятии планируется собирать 30 тыс. автомобилей в год. Логично предположить, что в случае оформления сделки по покупке ИжАвто в Удмуртию перекочует именно сборка «Нивы». А в перспективе, возможно, и моделей линейки LADA Samara.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.