Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (219) | 4 февраля 2008г.
 

Возвращение украинских «дочек»

АВТОВАЗ устанавливает контроль над дилерскими центрами в странах СНГ

Антон Здобнов

28 января стало известно о том, что Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) выдал разрешение дочерней структуре ОАО «АВТОВАЗ» кипрской Lada International Limited на покупку пакета акции ЗАО «Торговый дом «УкрАвтоВАЗ» — крупнейшего продавца моделей LADA на Украине. ТД «УкрАвтоВАЗ» в свою очередь купит акции 13 украинско-российских дилерских центров в различных регионах Украины, что обеспечит ему контрольный пакет в этих структурах.

АМКУ также разрешил Lada International Limited получить контроль в ЗАО «Киев-Лада» (Киев), ЗАО «Крым-Лада» (Симферополь) и ЗАО «Новоселица-Лада» (Черниговская обл.), специализирующихся на розничной торговле автомобилями LADA. Таким образом, ТД «УкрАвтоВАЗ» будет введен в состав акционеров компаний-продавцов в регионах, что позволит оптимизировать их деятельность и повысить эффективность управления сбытом. Финансовые параметры сделок не разглашаются.

Приобретение контрольного пакета в крупнейшем сбытовом центре Украины является частью плана по консолидации вазовских дилеров в единый сервисно-сбытовой холдинг. Напомним, в ноябре 2007 г. на совете директоров АВТОВАЗа было принято решение о создании единого сбытового холдинга, в который планируется включить около сотни дилерских компаний автогиганта, функционирующих в России и за рубежом. Стержнем новой структуры станет ОАО «Лада-Сервис», 100% в которой принадлежит АВТОВАЗу. Кроме того, в структуру войдут страховые компании АСОЛЬ и Астро-Волга. Возглавил «Лада-Сервис» вице-президент ООО «Группа «АВТОВАЗ» Александр Пронин (на фото).

Процесс объединения дилеров, однако, сопровождается определенными трудностями. По информации «Хронографа», в настоящее время формирование холдинга замедлилось. Дело в том, что на первоначальном этапе реорганизации подверглись подконтрольные АВТОВАЗу компании, доля капитала автогиганта в которых значительна. С остальными, вероятно, предстоят непростые переговоры и торги.

Уместно напомнить, что в декабре было совершено покушение на главу крупнейшего дилерского центра ООО «Чехов-Лада» Александра Корнева (см. «Хронограф» №48 (213) от 17 декабря 2007г.). Ряд наблюдателей были склонны связывать произошедшее с нежеланием прежних владельцев компании расстаться с бизнесом, выстроенным вокруг «Чехов-Лады».

Источник «Хронографа» в одной из дилерских компаний подчеркнул, что «сейчас консолидация идет крайне вяло». Оценивая перспективы объединения дилерских центров АВТОВАЗа в странах ближнего зарубежья, собеседник «Хронографа» крайне осторожен в прогнозах: «В Средней Азии проблем возникнуть не должно. А вот, например, в Грузии и Прибалтике, отношения с которыми не самые хорошие, трудности могут возникнуть».

Впрочем, объединение украинских дилеров можно считать определенным достижением. Как отмечает источник «Хронографа», попытки взять под контроль сбытовые центры на Украине предпринимались и ранее, еще при Владимире Каданникове. Но терпели неудачи, ввиду того что украинские акционеры решительно не желали терять свой бизнес. «Была масса судебных процессов с местными совладельцами. С этим вопросом даже выходили чуть ли не на президента Украины Леонида Кучму», — рассказал собеседник «Хронографа». По воспоминаниям вазовских менеджеров, заставших эпоху акционирования сервисно-сбытовой сети автогиганта, активное участие в формировании дилерских компаний принимал и тогдашний экономист, а ныне глава правления ЗАО КБ «ФИА-Банка» Анатолий Волошин.

Так или иначе, торговля на Украине, где в 2007 г. было продано 542 тыс. вазовских автомобилей, фактически начинает возвращаться под контроль АВТОВАЗа.