Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (219) | 4 февраля 2008г.
 

Зона безответственности

Дробление рынка ЖКХ показало первые результаты

Максим Климов

28 января в г. Тольятти была отменена чрезвычайная ситуация (ЧС), подведены первые итоги. Таким образом, появилась возможность дать объективную оценку неэффективной работе некоторых компаний и чиновников. Так, по магистральным дорогам города ситуация практически разрешена, однако на сегодняшний момент остро стоит вопрос по вывозу снега и расчистке внутриквартальных и придомовых территорий. Примечательно, что 11 тыс. км городских дорог обслуживает более 14 компаний, каждая из которых отвечает только за свой участок. Однако не вывезенный снег может не просто создавать неудобства, но и привести к разрушению дорожного полотна, на ремонт которого в бюджет 2008 г. денег пока не заложено.

25 декабря 2007 г. Департаментом городского хозяйства и экологии мэрии г. о. Тольятти был проведен конкурс по содержанию автомагистральных и внутриквартальных дорог города. Победителями были признаны: ОАО «Автоградтранс» — автомагистрали Автозаводского р-на от Московского пр-та до пр-та Степана Разина и ул. Маршала Жукова; ОАО «ДРСУ» — основная часть автомагистралей Центрального р-на, Комсомольский р-н, пос. Шлюзовой, а также магистральные дороги пос. Жигулевское Море; МП г.о. Тольятти «Департамент ЖКХ» частично автомагистрали Автозаводского (от кольцевой развязки ул. Ворошилова, 40 лет Победы до ул. Льва Яшина) — и Центрального р-нов; ООО «Пром. Коммунальное строительство» — частично автомагистрали Центрального р-на и участок дороги на пос. Поволжский. Особым образом стоит отметить, что договоры с этими компаниями были заключены сроком на 1 год. Таким образом, как отмечают специалисты, у компаний нет стимула расширять парк, в том числе и тяжелой снегоуборочной техники. Не секрет, что данное оборудование весьма дорогостоящее, а гарантий, что муниципальный заказ будет и в следующий сезон, нет. Таким образом, существует необходимость рассмотрения возможности по формированию муниципального заказа по содержанию дорог на более длительные сроки. В договорах на обслуживание по конкурсу предусмотрен преимущественно вывоз снега с перекрестков и кольцевых развязок. ЧС поставила Департамент городского хозяйства и экологии перед необходимостью организовать масштабный вывоз снега с магистралей и внутри-квартальных территорий. «На сегодняшний день с расчисткой магистралей города все уже понятно. В основной массе дороги почищены. Однако существует проблема с вывозом снега. Сегодня ведутся подсчеты, сколько денег потребуется на его непредвиденный вывоз, и будет подниматься вопрос о выделении дополнительных средств. Стоит отметить, что из-за оставленного на обочинах транспорта затруднена уборка снега. Таким образом, происходит сужение дорожного полотна, что существенно затрудняет движение, приводит к пробкам. Данную проблему пытаемся решать посредством тесного взаимодействия с транспортным управлением мэрии. По поступлению от их диспетчерских служб информации мы регулируем направления уборочных работ», — так охарактеризовал ситуацию Александр Князькин.

Содержание остановок общественного транспорта по итогам конкурса находится в компетенции ряда компаний. Так, остановки Автозаводского р-на обслуживает ООО «Мастер-Град», Центрального р-на — индивидуальный предприниматель «Ежов Ю.В.» и МП г.о. Тольятти «УК №3», Комсомольский р-н — МП г.о. Тольятти «УК №4», пос. Шлюзовой и пос. Жигулевское море — МП г.о. Тольятти «УК №5», пос. Поволжский — МУП «ПО КХ г. Тольятти». На сегодняшний день по остановкам общественного транспорта организованы работы только по расчистке подходов и посадочных площадок, в связи с тем что заездные карманы завалены снегом от прохождения уборочной спецтехники. Кроме того, обслуживание существенного количества остановочных пунктов находится в обременении собственников объектов временного строительства (продуктовых павильонов), расположенных на их территории.

Внутриквартальные дороги (сквозные проезды через кварталы, в т. ч. бульвары и прилегающие тротуары) на сегодняшний день обслуживаются следующими компаниями: Автозаводский р-н — ЗАО «Тольяттистройтранс» (15-21 кварталы), ОАО «Автоградтранс» (1-14 кварталы); Центральный р-н -ОАО «Автоградтранс», ООО «Пром. Коммунальное строительство», ОАО «Зеленстрой», МП г.о. Тольятти «УК №3»; Комсомольский р-н — МП г.о. Тольятти «УК №4»; пос. Шлюзовой и пос. Жигулевское Море — МП г.о. Тольятти «УК №5»; пос. Поволжский — ПК «Поволжский», МУП «ПО КХ г. Тольятти». Нужно отметить, что вопрос очистки придомовых территорий и прилегающих тротуаров и дворов находится в компетенции управляющих компаний и ТСЖ. Таким образом, жильцы получают то качество обслуживания, которое выбирали, заключая договоры с обслуживающими компаниями. В ведомстве ОАО «УК №2 ЖКХ» — 1,3 ЗА, 5-8, 11 кварталы, ОАО «УК№1 ЖКХ» — 2,4, 9,10, 12-14 кварталы. Стоит отметить, что помимо крупных управляющих компаний рынок жилищных услуг сегодня насыщен частными УК и ТСЖ, в арсенале которых, как правило, нет собственной уборочной техники. По словам и.о первого заместителя мэра Тольятти Владимира Иванова, в момент снегопада часть компаний вместо обслуживания жилого сектора и автомагистралей, находящихся в их компетенции, расчищали заправки, стоянки и другие частные объекты. Таким образом, вход на рынок ЖКХ небольших частных предприятий при первой же ЧС показал их техническую несостоятельность.

Кроме того, как прокомментировал директор Департамента городского хозяйства и экологии мэрии Тольятти Александра Шабунина: «Поскольку парк уборочной техники компаний существенно ограничен, были разработаны приоритетные направления уборки снега. В первую очередь работы велись на основных городских магистралях, расчистка внутриквартальных и придомовых территорий была заложена в следующие этапы. Городские магистрали сегодня находятся в удовлетворительном состояние, небольшие затруднения к середине прошлой недели сохранялись на ул. Спортивной, Ленинскому и Московскому пр-тах. Основной проблемой на текущий момент остаются внутриквартальные и придомовые участки дорожной инфраструктуры».

Последствия ЧС и нерешенность вопроса по вывозу снега в период его таяния и значительных колебаниях температур повлекут существенную коррозию верхних слоев дорожного покрытия. Эту ситуацию усугубит плохое состояние ливневых стоков. Примечательно, что в 2008 г. на ремонт дорог в бюджет средства не заложены. Зная, какие это может создать сложности, и.о. первого заместителя мэра Владимир Иванов обратился к депутатам с просьбой о том, чтобы они вернули заложенные на благоустройство деньги, посчитав, что 130,2 млн. р. было бы достаточно на текущий ремонт дороги. Однако Иванов получил отказ.