Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (409) | 19 марта 2012г.
 

Позолоченный «мальчик»

СИБУР и АВТОВАЗ оплатят выступление Петрова в «Формуле 1»

Сейдамет Абреков

18 марта в Австралии прошел первый этап чемпионата мира по автогонкам в классе «Формула 1», в котором снова примет участие пилот из России Виталий ПЕТРОВ. На этот раз он выступает за команду Caterham Fl Team. Caterham использует моторы производства Renault — одного из акционеров ОАО «АВТОВАЗ». Помощь Петрову оказывают акционеры АВТОВАЗа и холдинг «СИБУР», предприятия которых функционируют в Тольятти далеко не без проблем. При этом Петров по-прежнему единственный пилот «Формулы 1», который не получает заработной платы. Таким образом, за счет спонсоров он получил самый дорогой «абонемент» на посещение всех гонок «Формулы 1» в 2012 г. с возможностью прокатиться на болиде в ходе основных заездов серии «Гран-при».

В предыдущие два сезона в «Формуле 1» Виталий Петров без особого успеха выступал в команде Renault Fl Team. В 2011 г. она стала называться Lotus Renault GP. В преддверии старта чемпионата мира 2012 г. не было никакой ясности относительно того, где будет выступать Виталий Петров и будет ли вообще он выступать в самом престижном в мире виде автогонок. По результатам окончания сезона-2011 в Lotus Renault GP ему места не нашлось. Причем в других командах тоже не спешили его принимать даже за деньги. И это при том, что Виталий Петров был единственным из всех 28 пилотов, принявших участие в чемпионате, кто не получал за свой труд заработной платы. Виталий Петров оказался не нужен даже со своей спонсорской поддержкой в команде Marussia Fl Team, среди руководителей которой присутствует российский бизнесмен-шоумен Николай Фоменко. Хотя, казалось бы, российский пилот в российской команде — это наиболее оптимальный вариант.

Слова владельца команды Lotus Renault GP Жерара Лопеса довольно красноречиво говорят о том, как именно оценивается профессиональным сообществом «Формулы 1» выступление Петрова за команду Lotus Renault GP в предыдущий период. Со ссылкой на Жерара Лопеса газета «Коммерсант» писала: «Было ощущение, что он думает так: «Если я принес столько спонсорских денег в команду, я задержусь здесь на ближайшие лет пять», — отметил господин Лопес. — Но «Формула 1» не работает с такими подходами — здесь нужно пахать. Так что Петрову была нужна шоковая терапия».

По данным «Коммерсанта», спонсорскую поддержку Виталию Петрову (на фото слева) в рамках его участия в проекте Caterham Fl Team оказывают LADA и ЛУКОЙЛ.

Что касается участия ОАО «АВТОВАЗ» в поддержке Виталия Петрова, то это довольно близко к истине. По крайней мере, в течение двух лет, пока Виталий Петров имел шанс ездить на болидах Renault по трассам «Формулы 1», логотипы LADA находились на бортах болидов и костюмах пилотов и механиков французской команды. При этом на АВТОВАЗе предпочитали не раскрывать объем спонсорской помощи Виталию Петрову.

За два года Петров только один раз побывал на подиуме. Поэтому остается лишь догадываться, какую именно выгоду извлек АВТОВАЗ от поддержки Петрова и извлекли ли ее вообще. В 2010 г. о поддержке Петрова на АВТОВАЗе говорили в оптимистичном тоне, но спустя два года тональность высказываний резко изменилась (см. комментарий).

Сегодня на болидах Caterham Fl Team можно увидеть рекламу ОАО «СИБУР Холдинг». «СИБУР получил статус официального партнера Caterham Fl и подтвердил, что продолжит начатое в 2011 г. сотрудничество с Виталием Петровым, который теперь выступает в роли пилота команды Caterham Fl», — сообщает пресс-служба компании «СИБУР».

Напомним, что команда Caterham Fl в прошлом сезоне не набрала ни одного очка. При этом риторика пресс-службы СИБУРа об участии в 2012 г. Петрова в этой команде выглядит как почти описание некоего достижения. Хотя есть более мотивированные лица говорить об этом в таких тонах. «С прошлого года мы — с Ростехнологиями, а Ростехнологии — это LADA, a LADA -это Renault. Поэтому круг замкнулся на командах, использующих двигатель Renault. Проситься в Red Bull было не совсем корректно (смеется. – Прим. авт.), а во все остальные, оснащаемые Renault, я постучалась. Не срослось по разным причинам», — комментировала в интервью газете «Спорт-Экспресс» менеджер Виталия Петрова Оксана Косаченко (на фото справа). Т. е. менеджер связала присутствие Петрова в Caterham Fl Team, по сути, лишь тем, что эта команда использует моторы Renault. Если бы это действительно было так, то тогда Петрова бы не «попросили» из Lotus. Или бы взяли в Williams, который умеет зарабатывать очки и титулы, не говоря уже о Red Bull. При этом, по словам Косаченко, и в Caterham у Петрова не будет зарплаты.

Что касается объемов спонсорской помощи Виталию Петрову, то путем сопоставления информации из ряда открытых источников возможно понять ее приблизительные параметры. В частности, специализированный портал www. flnews.ru со ссылкой на французский сайт Tomorrow news Fl сообщал: «Виталию Петрову, чтобы сесть за руль Caterham, потребовался бюджет в EUR 12 млн, из которых 3 млн будут выплачены Ярно Трулли в качестве зарплаты за 2012 г. (финская газета Turun Sanomat приводит несколько иные цифры: EUR 8 млн без учета выплат Трулли), поскольку у итальянца был действующий контракт с командой Тони Фернандеса. Однако, сообщает Tomorrow news Fl, российская сторона пока еще ничего не заплатила, ограничившись предоставлением финансовых гарантий».

Важно отметить, что расположенные в Тольятти предприятия АВТОВАЗа и СИБУРа функционируют далеко не без проблем. Пока Петров катается на деньги спонсоров в «Формуле 1», с АВТОВАЗа уже было высвобождено около 30 тыс. человек, с ООО «Тольяттикаучук» (входящего в холдинг «СИБУР») — около 2 тыс. человек. В этом свете компаниям логичнее было бы задуматься над тем, что скажут рядовые сотрудники о продолжении карьеры Петрова в «Формуле 1», а не о дорогостоящем размещении своих логотипов на бортах болидов, которые окажутся в хвосте гонки и в объективы телекамер все равно не попадут.

Комментарии

Александр ШМЫГОВ, руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»

- АВТОВАЗ никогда не являлся спонсором пилота «Формулы 1» Виталия Петрова. В 2010-2011 гг. спонсорскую поддержку пилоту оказывала ГК «Ростехнологии» — акционер ОАО «АВТОВАЗ». Именно по решению нашего акционера на болиде Петрова был логотип LADA. АВТОВАЗ в данной ситуации выступал в роли брендодержателя. Планов по спонсорству Виталия Петрова у АВТОВАЗа нет.