Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (129) | 27 марта 2006г.
 

АВТОВАЗ нашел арендатора

В лице ДЖИ Эм – АВТОВАЗ

Павел Андреев

Президент — генеральный директор ОАО «АВТОВАЗ» Игорь ЕСИПОВСКИЙ (на фото) отдал распоряжение подготовить пакет документов по передаче в аренду ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ» части основных производственных фондов сборочно-кузовного производства (СКП). За счет этого АВТОВАЗ предполагает снизить свои затраты на производство внедорожника CHEVROLET-NIVA. Таким образом, конфликт, возникший между предприятиями-партнерами, может получить довольно неожиданную развязку (см. «Хронограф» №4 (123) от 13.02.06).

Как стало известно «Хронографу», ОАО «АВТОВАЗ» к 20 апреля, к совету директоров ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ», готовит пакет документов для передачи в аренду совместному предприятию оборудования цеха 41-6, где производится сварка кузова для CHEVROLET-NIVA. Части цеха 42-1, где варят и фланцуют навесные детали — двери, заднюю откидную дверь и капот. А также отдельно стоящий корпус №68, где навешиваются эти детали и производится приемка кузова специалистами СП. В результате, по мнению руководства ВАЗа, СП должно получить замкнутую технологическую цепочку. Существовала информация, что оборудование цеха 41-6 принадлежит совместному предприятию. Однако, как сообщил источник «Хронографа», речь в данном случае идет лишь о финишной сварочной линии (пятой) , где на базе шасси производится каркас кузова. Остальное оборудование оставалось в собственности ВАЗа.

По информации «Хронографа», данное решение продиктовано экономическими соображениями. Вместе с оборудованием на СП перейдет часть затрат в производстве CHEVROLET-NIVA. При этом остается неясным, как поступать с другими затратами по поставке комплектующих. Не исключено, что при новой схеме ВАЗу придется столкнуться с проблемой качества, так как СП придется напрямую работать с прессовым производством. При старой схеме СКП исполняло роль буфера. Кроме того, остается непонятным, каким образом перенос части затрат на СП может отразиться на цене конечного продукта.

Спор между партнерами был инициирован новым руководством ОАО «АВТОВАЗ». С его приходом сразу же возник вопрос о взаимоотношениях с ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ». 1 февраля на пресс-конференции президент — генеральный директор ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Есиповский заявил, что АВТОВАЗ как основной поставщик комплектующих CHEVROLET-NIVA работает в проекте с СП с нулевой или даже отрицательной рентабельностью. В то же время само СП имеет вполне ощутимую прибыль. Однако необходимой информации руководство АВТОВАЗа на тот момент не имело. Между тем накануне пресс-конференции 31 января в результате решения собрания акционеров Есиповский стал председателем совета директоров СП (см. «Хронограф» №3 (122) от 6.02.06).

В результате уже 9 февраля АВТОВАЗ предложил СП пересмотреть цену на поставляемый силовой агрегат. Так как компромисса достичь не удалось, ВАЗ во второй половине дня прекратил отгрузку автокомплектов. Тем не менее еще в первую смену 10 февраля персонал, занятый в цехе 41-6, не перераспределялся на другие участки. Лишь вторая смена была распущена. Джи Эм -АВТОВАЗ со своей стороны объявил 13 февраля выходным днем (см. «Хронограф» №4 (123) от 13.02.06). 20 февраля совету директоров СП удалось добиться возобновления поставок без удовлетворения требований ВАЗа (см. «Хронограф» №5 (124) от 20.02.06).

В течение следующей недели предполагалось принять окончательное решение по условиям поставки автокомплектов на Джи Эм — АВТОВАЗ. Однако процесс затянулся. General Motors (GM), судя по всему, попытались придать экономическому спору политический характер. The Wall Street Journal написала, что «GM может стать еще одной жертвой жесткого подхода Кремля к иностранным инвесторам в секторе, которому сегодня дается широкое определение стратегических отраслей промышленности». Там же было сказано о возможности выкупа АВТОВАЗом доли GM в СП (см. «Хронограф» №6 (125) от 27.02.06).

В то же время мысль о возможном выкупе доли GM появилась на страницах газеты «Ведомости». Примечательно, что это СМИ периодически исполняет роль теневого официального органа ФГУП «Рособоронэкспорт» (РОЭ), вбрасывая выгодную для РОЭ информацию. Однако на этот раз информация не подтвердилась. Хотя не исключено, что АВТОВАЗ, не добившись взаимопонимания от GM по продаже пакета, выдвинул предложение, по которому СП может оказаться через некоторое время в затруднительной экономической ситуации. Тогда в следующем туре переговоров автогигант может получить дополнительные преимущества.

Комментируя переговорный процесс, пресс-секретарь Игоря Есиповского Владимир Якушенко заявил, что интонация диалога изменилась. Американская сторона занимает более гибкую позицию. В целом руководство обоих предприятий позитивно оценивает процесс. Возникло понимание того, что необходима выработка новых подходов. Рабочие встречи будут продолжены.

ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ» от комментариев отказалось, сославшись на то, что предприятие является закрытым и не комментирует вопросы, касающиеся внутренней деятельности компании. Директор по связям с общественностью ООО «Дженерал Моторз СНГ», компании, курирующей деятельность GM на территории СНГ, Ирина Калашникова на запрос корреспондента «Хронографа» не ответила.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.